Из чего состоит сюжет

Оригинал: Кристина Винкл, "Is it Plot?"
Перевод: Сергей Можайский
Публикуется с разрешения автора.
Начинающие авторы часто затрудняются ответить, в чём отличие между “события происходят” и “история разворачивается”. Если происходящие события не связаны в сюжет, не будет истории, и читатель быстро заскучает и бросит чтение. К счастью, базовых компонентов сюжета не так уж и много.

Сюжет начинается с проблемы

Проблемы, в свою очередь, могут быть самыми разными:

  • Неисполненное желание: история может начаться с персонажа, который хочет увидеть мир, или который чувствует себя одиноким и ищет компанию.
  • Приближающаяся опасность: например, началось инопланетное вторжение, или быстро распространяющаяся эпидемия чумы.
  • Вопрос без ответа: например, королевский дворец загадочно исчез; или на перекрестках дорог стали появляться странные знаки, и никто не знает, что это означает.

Какой бы ни была проблема, у читателя должно быть ощущение, что проблема не решена, или решена не полностью. Читатель будет ожидать решения, и это ожидание образует основную сюжетную нить истории.

Нельзя создать проблему, просто скрыв информацию от читателя. “Почему персонажи поступают именно так?” — это не проблема истории, это введение аудитории в заблуждение. Однако, если у вас есть протагонист, который задается вопросом “почему они так делают?” — это может быть проблемой истории.

Вы можете начать вашу историю с событий, которые происходят через много лет после возникновения проблемы, но важно понимать, что всё что происходит до этого — не более чем пролог.

Пример:
Каждый день раб просыпается рано утром, ест овсянку на завтрак и отправляется выполнять приказы злых хозяев.

Здесь нет завязки сюжета, так как историю не с чего начать. Раб может быть доволен своей жизнью, или даже благодарен за то, что он больше не трудится в шахте. Чтобы создать проблему, нужно сообщить аудитории, что изменения необходимы, или неизбежны. Например, раб мечтает стать свободным. Или же его все устраивает, но хозяева собираются продать его обратно в шахты.

Теперь читатель может почувствовать приближение каких-то событий, и захочет узнать, получит ли раб свободу, или удастся ли ему избежать своей продажи.

Затем появляется активный персонаж

Для того, чтобы события стали историей, должен быть хотя бы один персонаж, который выбирает, что делать, в соответствии со своими целями. Эти цели не обязательно должны иметь отношение к решению проблемы. Более того, цели могут меняться на протяжении истории. Но цель должна иметь значение для персонажа.

Активный персонаж не может просто сидеть и смотреть, как происходят события, или делать то же, что и все вокруг него. Этот персонаж должен иметь свою точку зрения и принимать свои собственные решения. Его действия и решения должны существенно влиять на то, чем закончится история.

Пример:
Вот история о девушке по имени Салли. Проснувшись однажды утром, Салли обнаруживает с обратной стороны левой ладони странный глаз. Её мать видит это и отправляет девушку к доктору, но по дороге в госпиталь Салли похищают культисты. Когда девушка попадает в логово культистов, из её руки внезапно вырывается демон. Затем Салли просыпается у себя в постели, но глаз на руке исчез. Она думает, что всё произошедшее — лишь сон, но затем, взглянув в окно, видит, что её родной город почти полностью разрушен.


Это не сюжет, поскольку в истории нет протагониста, существенно влияющего на события. Нужно, чтобы Салли направляла развитие событий. Она могла бы решить пойти к доктору самостоятельно, и решить расспросить культистов, чтобы они рассказали ей, что им известно о происходящем. Она могла бы выполнить несложный ритуал, чтобы извлечь демона из руки. Или же история могла быть сфокусирована на её матери и культистах, на их борьбе за судьбу Салли и демона в ней. Так или иначе, фокус должен быть на одном или нескольких персонажах, которые совершают целенаправленные действия, и эти действия должны привести к решению проблемы.

Этот персонаж должен вступить в конфликт

Активный персонаж должен противостоять антагонисту, который угрожает их ближайшим целям. Этим антагонистом не обязательно должен быть другой персонаж; это может быть природное явление, или чувства, например, сомнение или страх.

Протагонист и антагонист вступают в конфликт за ближайшие цели персонажа. Независимо от того, что представляет из себя антагонист, у него должна быть возможность выиграть в этом конфликте. Иначе это не конфликт, а просто художественный текст.

Пример:
Рассерженный Том собирается уничтожить муравейник. Он идет на прогулку, находит муравейник и начинает пинать и топтать его. Из муравейника выползают муравьи странного синего цвета, выстраиваются в колонну и нападают на Тома. Он топчет колонну, раздавив всех муравьев. Удовлетворенный произведенными разрушениями, Том отправляется домой.


Это не сюжет, потому что в нём отсутствует конфликт. У муравьев не было ни единого шанса победить, они не представляли никакой угрозы для Тома и не могли помешать выполнению его цели — устроить муравьиный геноцид. Это можно исправить, дав муравьям шанс победить. Муравьи могли бы оказаться неожиданно сильными, сбить Тома с ног и утащить его в новую огромную подземную нору, вырытую специально для него. Том будет испуган, но сможет выбраться из норы, хоть это и будет непросто. Или же Том может увидеть странное разумное поведение муравьев и раскаяться в своих поступках, и этот внутренний конфликт заставит его отказаться от своего намерения уничтожать муравейник. Как бы то ни было, теперь у конфликта есть как минимум два равновероятных исхода.

Конфликт должен иметь последствия

Конфликт существует, чтобы создать точку разветвления истории. Вот почему он должен иметь несколько возможных исходов, и различие между этими исходами должно иметь значение для персонажа. Другими словами, если протагонист проигрывает в конфликте, он должен столкнуться с последствиями.
Более того, эти последствия должны серьезно угрожать выполнению целей протагониста. Если неудача оказывается просто досадной помехой или небольшой задержкой в достижении целей, конфликт становится бессмысленным.

Также важно, чтобы последствия стали очевидны сразу после завершения конфликта. Если они проявляются позже, это не конфликт, а скорее намёк на будущие события. Это хороший прием, и он необходим для создания сюжетных поворотов, но он не заменит конфликт.

Пример:
Мелоди — асассин-новичок, которая пытается выполнить своё первое задание — убить загадочного злого графа. Сначала она пытается отравить его. Однако выясняется, что яд на графа не действует, он продолжает есть как ни в чём не бывало. Тогда Мелоди, прокравшись к графу, всаживает нож ему в спину. Он вздрагивает, затем спокойно достаёт нож и идёт дальше. В конце концов, она находит гроб со спящим графом и вытаскивает его на солнечный свет. Граф мгновенно сгорает, превратившись в головешки.


Не-а, это не сюжет. Конфликты бесполезны, поскольку нет никакого наказания за неудачу — Мелоди просто может сделать ещё одну попытку. Есть много способов наказать её за неудачу:

  • После первой попытки покушения граф понимает, что Мелоди пришла его убить, и принять дополнительные меры, чтобы защитить себя. Её работа станет намного сложнее.
  • Попытка убийства может стать известна публике, что приведёт к политическому скандалу.
  • Граф может убить кого-нибудь невиновного, чтобы пополнить свои силы. И этого убийства можно было избежать, если бы асассин выполнила своё задание.

Какое бы ни было наказание, оно должно уменьшить шансы Мелоди достигнуть своей цели. Если она не участвует в политике, ей нет никакого дела до политического скандала. Но если ей было нужно, чтобы смерть выглядела естественно, попытка публичного покушения будет большой проблемой.

Наконец, проблема должна быть решена

Намеренно или случайно, один или несколько персонажей решают проблему, с которой началась история. Они находят ответ на вопрос, справляются с приближающейся опасностью, или их желание исполняется. Или они выясняют, что проблема не может быть решена вообще: что ж, отрицательный результат — тоже результат. В общем, история завершается, и она должна создавать ощущение законченности.

В момент решения проблемы история окончена. Всё, что происходит после этого — эпилог.

Пример:
Давайте вернёмся к рабу, который хочет быть свободным. Он решает сбежать и встречается с человеком, который может ему помочь. Получив от него поддельный документ о том, что он свободный человек, раб однажды ночью сбегает из дома хозяев.


После побега раб свободен, и кажется, что проблема решена, но это не ощущается как конец истории. Читатель понимает, что раба могут снова схватить и выяснить, что документы поддельные, или же его могут найти бывшие хозяева. Нужны какие-нибудь гарантии того, что он останется свободным. Например:

  • рабство отменено.
  • кто-то, обладающий властью, дарует рабу свободу.
  • раб за пределами досягаемости тех, кто мог бы схватить его.

Как только происходит что-то подобное, история заканчивается. Если после этого финала его хозяева снова появятся и начнут его поиски, это будет проблемой уже для следующей истории.

Нужны ли такие статьи на Ифхабе?

Похожие публикации

1 комментарий

Wol4ik
Спасибо. Прочел, надеюсь, что усвоил.