Создаем сюжетный поворот: способ из пяти шагов

Оригинал: Орен Ашкенази, "Five Steps to a Great Plot Twist"
Перевод: Сергей Можайский
Публикуется с разрешения автора.

Сюжетный поворот — один из основных писательских инструментов. Для поддержания читательского интереса нужна встряска, переворачивающая их представление о происходящем. Но несмотря на то, что практически все писатели используют сюжетные повороты в своих произведения, не у всех получается это сделать правильно. В интернете можно найти множество отзывов, где недовольные читатели жалуются, что догадались о сюжетном повороте заранее или же были им разочарованы.

К счастью, у нас есть много хороших примеров, и сегодня мы разберем “Three Parts Dead” Макса Гладстона. Этот роман о волшебниках-юристах заканчивается мастерским сюжетным поворотом. Немного потрудившись, мы сможем сымитировать стиль Гладстона. Помните, хорошие художники заимствуют, а великие — крадут.

Внимание, спойлер! В статье раскрывается концовка и главный сюжетный поворот книги “Three Parts Dead”.

Если вы не читали книгу, в ней рассказывается о волшебнице-юристе по имени Тэра, которая должна решить проблемы, связанные с договорами ныне мертвого бога, Коса Неугасимого. По ходу книги Тэра встречается с разными сторонами, которые заинтересованы в жизни Коса. Это и город, питавшийся его силой, и морской флот, ожидавший, что Кос обрушит священный огонь на их врагов. Так в чем же поворот? Кос на самом деле не мёртв! В конце книги он и его возлюбленная, Серил, Богиня Ночи, возвращаются во всем своем величии. Это неожиданная и эффектная концовка. Вот как её написать.

1. Создайте правдоподобную предысторию

Чтобы сюжетный поворот был эффектным, читатель не должен заметить его приближение. Конечно, всех провести не выйдет, но большинство читателей должны быть застигнуты врасплох, чтобы сюжетный поворот сработал. Это значит, что история, какой она представляется в самом начале, должна быть правдоподобна.

Дракон Его Величества” — отличная книга, но в этом отношении довольно слаба. История рассказывается таким образом, что мы с самого начала знаем о том, что главные персонажи погибнут. В это сложно поверить всерьёз, особенно зная, что это первая книга из серии, в которой уже девять книг. Поэтому читатели заранее ожидают сюжетный поворот со спасением главных персонажей.

В “Three Parts Dead” мы узнаем о городе Альт Колумб, который неизбежно придет в упадок из-за смерти Коса. Сила огненного бога заставляет гореть фонари, питает поезда и согревает воздух. Если Тэра не сможет договориться о замене покровителя города, многие люди погибнут. В этой игре высокие ставки, и вполне вероятно, что Тэра может потерпеть неудачу. Правда, в случае неудачи она может просто покинуть город и жить дальше.

При таком раскладе читатель не ожидает сюжетного поворота. Все внимание приковано к Тэре и её попыткам распутать сложный клубок законов и магии, окружающий смерть бога.

2. Спрячьте намёки на видном месте

Когда происходит сюжетный поворот, важно, чтобы не возникало ощущения, будто он появился из ниоткуда. Нужно, чтобы читатель был удивлён, но не чувствовал себя обманутым. Поэтому писатели должны добавлять намёки на будущие события, но при этом не переходить грань между подсказками и прямым текстом. Как же подать эту информацию так, чтобы намёки стали очевидными только впоследствии?

Гладстон использует для этой цели незначительную особенность второстепенного персонажа. Этот персонаж — младший послушник Коса, которого зовут Абеляр, и который курит. Очень много курит. Более того, это единственный курящий персонаж в книге, которого мы знаем по имени, поэтому он запоминается.

Поначалу эта привычка используется, чтобы показать связь Абеляра с умершим богом, которому он служил. Хотя Абеляр был всего лишь младшим послушником, тем не менее Кос защитил его от негативных последствий выкуривания пачки в день. Поэтому читатель искренне верит в печаль Абеляра о смерти Коса.

Кажется очевидным, что курение Абеляра сыграет свою роль в истории. Однако нигде оно не выглядит как очевидный намёк на сюжетный поворот. В одной сцене Абеляр использует свою сигарету, чтобы сжечь призрачного монстра, но это тут же объясняется слабостью монстра к любому виду огня. Но в кульминационном моменте выясняется, что Кос сохранил маленький кусочек себя в огне сигареты Абеляра. Не так уж много, но достаточно для воскрешения.

Внезапно все сцены с курением Абеляра обретают новый смысл. Читатель вспоминает, что Абеляр не использовал спички, чтобы поджечь новую сигарету, а всегда зажигал её от огня старой, чтобы пламя никогда не угасало.

3. Отвлеките читателя конфликтом

Другая ошибка, совершаемая некоторыми писателями — бесцельно тянуть время, пока не произойдет сюжетный поворот. Конечно, если в первых главах не происходит ничего особенного, читатель может предположить, что дальше произойдет что-то интересное. Но если интерес и так не слишком велик, читатель может не дождаться сюжетного поворота и бросить чтение.

В книге “У кромки океана” Кима Стенли Робертсона часть истории рассказана в виде очерков, что поначалу сбивает с толку. Создается впечатление, будто автор вставляет документальные фрагменты в историю лишь для того, чтобы добавить философской глубины. Внезапно происходит сюжетный поворот, в котором выясняется, что эти очерки — история того, как мир книги погружается в хаос. Неплохая идея, но большая часть книги до этого сюжетного поворота скучна.

Гладстон решает эту проблему, добавив персонажа, который осложняет миссию Тэры. Его зовут Деново. Однажды он пытался подчинить себе разум Тэры, и чуть не убил её во время побега. Он чудовище, и у Тэры есть причина его ненавидеть. Читатель, зная всё это, заранее ожидает, что Тэра и Деново обязательно столкнутся в схватке.

Деново выступает в роли противника главной героини большую часть истории. У него определенно есть планы, связанные со смертью Коса, и Тэра поклялась остановить его. Это создает конфликт и драматическое напряжение большую часть истории. Поскольку Деново такой подлый злодей, читателя легко увлечь историей борьбы с ним. Эта история интересна сама по себе, за ней увлекательно следить, и поэтому лишь немногие читатели смогут догадаться о приближении главного сюжетного поворота.

4. Сделайте, чтобы читатель захотел появление сюжетного поворота

Когда вы помещаете сюжетный поворот в вашу историю, есть риск разочаровать читателей, которым нравилась история в том виде, как она была представлена поначалу.

Лучший пример — фильм “Тёмный рыцарь: Возрождение легенды“. На протяжении двух часов фильма мы видим рост и развитие Бейна как главного злодея, но затем внезапно выясняется, что всё это время за его спиной была Талия аль Гул (дочь злодея из “Бэтмен: Начало” — прим. перев.). Для тех, кто не читал оригинальный комикс, это может быть сюрпризом, но этот сюрприз не из приятных. Место врага Бэтмена теперь занимает не громила со сверхспособностями, который уже одерживал над ним победу, а простой человек без каких-либо необычных навыков.

Конечно, можно просто представить читателям новое развитие сюжета и надеяться на лучшее. Но куда лучше, если читатели будут сами хотеть того, чтобы произошел сюжетный поворот.

В “Three Parts Dead” Гладстон делает это, раскрывая трагическую предысторию Коса. Мы узнаём, что у Коса была возлюбленная, Серил, Богиня Ночи, которая погибла в Войне Богов. После этих событий служители Серил были отправлены в изгнание.

Тэра встречает некоторых из её служителей, расу каменных горгулий. Их положение вызывает симпатию читателя: они последние из их рода, и продолжают оказывать почести богине, которая больше не может ответить на их молитвы. Также от Абеляра мы узнаем больше о самом Косе. Выясняется, что большинство богов были жестокими тиранами, но Кос любил свой город и делал всё, что мог, ради его процветания.

Ближе к концу истории читатель хочет большего, чем спасения города благодаря усилиям Тэры. Теперь читателю интересны гаргульи и память о мертвых богах. Он готов к главному сюжетному повороту.

5. Сюжетный поворот должен служить конфликту

Вот и настало время для главного сюжетного поворота. Но этот поворот не должен обесценивать всю остальную историю. Если читатель чувствует, что все прочитанное им до сюжетного поворота было бессмысленно, лучшее, на что может надеяться писатель — это плохой отзыв. Как же сделать, чтобы этого не произошло? Используйте конфликт, который уже разворачивается в вашей истории.

В кульминационной части “Three Parts Dead” Тэра сражается с её врагом. Деново сильнее её, и кажется, что Тэра не сможет победить. В этот момент Гладстон раскрывает главный поворот сюжета. Тэра понимает, что Кос всё ещё жив в пламени сигареты Абеляра. Она понимает, что может повернуть законы магии в свою пользу, чтобы вернуть Коса к жизни.

Кос Неугасимый вновь врывается в мир и дарит Тэре часть своей силы. Вооружившись священным огнём, Тэра оглушает Деново и одерживает победу над своим заклятым врагом. Тем временем огонь, воскресивший Коса, возвращает к жизни и Серил. Всё вернулось на круги своя.

Финальный поворот сюжета поддерживает борьбу Тэры с Деново, а не отвлекает от неё. В итоге читатель не разочарован и не чувствует себя обманутым. Сюжетный поворот помогает росту Тэры как персонажа, позволяет пережить момент триумфа, победив ненавистного врага.




Конечно, это не единственный способ создать сюжетный поворот, но без сомнения, метод Гладстона весьма эффективен. И даже если в вашей истории не используются сюжетных поворотов, понимание, как они устроены, очень важно для творчества. Но если ваши истории всегда именно такие, какими кажутся на первый взгляд, читателям они быстро наскучат.

Нет комментариев