Как превратить вашу идею в историю

Оригинал: Кристина Винкл, “How to Turn Your Concept Into a Story
Перевод: Сергей Можайский
Публикуется с разрешения автора.
Вот она, внезапная вспышка вдохновения! Вы садитесь за клавиатуру… но вдохновение угасает, превращая стройный замысел в мутную мешанину. Куда движется сюжет, совершенно неясно. Ясно только одно — он движется куда-то не туда. С каждой попыткой привести мысли в порядок вдохновение постепенно улетучивается. В конце концов, отложив работу в сторону, вы обещаете себе, что вернётесь к ней позже. Но это никогда не случится…

Звучит знакомо, правда? Превратить идею в историю не так-то просто, даже если вы знаете основы построения сюжетной структуры. Но это — одно из немногих действительно важных умений писателя. Освоение этого процесса поможет вам не терять вдохновение, тратить меньше времени на переписывание и достичь лучшего результата. Конечно, у каждого писателя свои подходы, но метод, описанный в этой статье, подскажет вам нужное направление.


1. Определите ядро вашей идеи


Этот первый шаг — самый важный, но писатели зачастую им пренебрегают. Многие писатели настолько захвачены деталями их новой идеи, что забывают спросить себя, что именно в этой идее их так восхищает. Если им и удается закончить первый черновик, не зная ответа на этот вопрос, в истории не будет четкой основной сюжетной линии, или же история окажется совсем не о том, что они изначально задумывали.

Чтобы оставаться на правильном пути, нужно за деталями вашей идеи рассмотреть и выделить тему или ситуацию, которая вам наиболее интересна. Идеи бывают разными, и я приведу несколько примеров.

Пример идеи для персонажа
Идея: Наследный принц королевства людей узнаёт, что он на самом деле эльф, и что его поменяли местами с настоящим наследником ещё при рождении.
Ядро может выглядеть так:
  • Как персонаж выбирает между желанием править королевством и желанием исправить ошибку прошлого
  • Как персонаж открывает своё истинное предназначение
  • Почему эльфы и люди не такие разные, как представлялось

Пример идеи для сюжета
Идея: Разумное дерево, человек и эльф путешествуют вместе.
Ядро может выглядеть так:
  • Как дерево, которое никогда не двигалось с места, будет воспринимать путешествие
  • Какие отношения могут возникнуть между деревом и человеком
  • Как разные разумные расы по разному воспринимают Землю

Пример идеи для сюжетного поворота
Идея: Чтобы сохранить свою родную колонию, герой должен пожертвовать жизнью и стать частью ИИ, управляющего колонией
Ядро может выглядеть так:
  • Как герой решает пожертвовать собой ради спасения родного дома
  • Как герой принимает мысль о необходимом, но пугающем изменении
  • Как отличается жизнь человека и ИИ

Пример идеи для сеттинга
Идея: В черной дыре есть бар, все посетители которого оказались там, будучи затянуты притяжением черной дыры.
Ядро может выглядеть так:
  • Как самый худший кошмар оказывается всего лишь местом для отдыха
  • Как будет работать бар, посетители которого попадают туда не по своей воле, и не могут оттуда сбежать
  • Как искривлена реальность, чтобы бар мог существовать в черной дыре

Ваше ядро должно сводить вашу идею к элементам, которые мотивируют вас больше всего. Сосредоточенность на них должна подогревать ваш интерес к идее, а не наоборот. Если это не получается, попробуйте менять эти элементы. Делают ли они историю более привлекательной или нет?

2. Определите нужные элементы


Теперь, когда вы знаете, что в вашей идее привлекает вас, пришло время отделить зерна от плевел. Найдите компоненты идеи, которые необязательны для ядра, и отложите их в сторону.

Например, если идея была про путешествие дерева, человека и эльфа, а ядро — про ощущения ранее неподвижного дерева, всё, что вам нужно — дерево и его путешествие. Отложите человека и эльфа. Их можно ввести в историю позже, если они вам понадобятся.

Если отложить лишние элементы сложно, спросите себя, почему. Возможно, у вас есть еще одно ядро — не связанный с основным ядром элемент, который тоже вас вдохновляет. Не во всех произведениях есть место больше чем для одного ядра идеи, поэтому я рекомендую подумать об этом втором ядре отдельно. Вполне возможно, что оно заслуживает отдельной истории.

Теперь посмотрите, какие базовые части истории уже присутствуют в вашем ядре. Это несложно понять — они либо есть, либо нет. Не работайте пока над отсутствующими частями, мы займемся этим позже. Вот основные части, которые я рекомендую искать:

* Главный герой: Если в ядре вашей идеи присутствует персонаж, это скорее всего и будет главный герой.
Возможный главный герой из примеров: наследник; дерево; герой, который становится ИИ.

* Сеттинг: Скорее всего, у вас уже есть фрагменты сеттинга. Если в ядре вашей идеи упоминается магия, понятно, что и в вашем сеттинге есть магия.
Возможный сеттинг из примеров: страна с фэнтезийными расами; сеттинг с деревьями, людьми и эльфами; колония с ИИ; бар в чёрной дыре.

* Внешний конфликт: Он обычно образует главную сюжетную линию. Например, если у вас хорошие парни сражаются с плохими парнями, это и есть внешний конфликт.
Возможный внешний конфликт из примеров: военный конфликт между людьми и эльфами; попытки спасти колонию с помощью ИИ.

* Внутренний конфликт: Если идея включает личностный рост персонажа, то этот персонаж и будет главным героем, а его рост — внутренним конфликтом.
Возможный внутренний конфликт из примеров: непростой выбор между желанием править и желанием исправить ошибку прошлого; принятие мысли о необходимом изменении.

3. Стройте вокруг ядра


Теперь пришла пора добавить недостающие части истории. Я расскажу о каждой из них очереди. Я рекомендую работать над ними именно в таком порядке, но вы можете пропускать те из них, что уже проработаны. Помните, каждый добавленный вами элемент должен поддерживать ядро идеи. Не возвращайте отложенные вами элементы без необходимости.

Внешний конфликт

Цель внешнего конфликта — создать пространство, в котором будет разворачиваться ваша история. Главный герой не должен иметь возможность разрешить внешний конфликт до тех пор, пока не произойдут события, составляющие ядро истории.

Для ядра “как будет работать бар, посетители которого попадают туда не по своей воле, и не могут оттуда сбежать” сильным внешним конфликтом будет поддержание работы бара всеми возможными способами. Возможно, владелец бара загадочно исчез, и если кто-нибудь не выяснит, как управляться с этим местом, все его посетители погибнут в сверхмощном гравитационном поле черной дыры.

Если ядро содержит внутренний конфликт, например “как персонаж выбирает между желанием править королевством и желанием исправить ошибку прошлого”, то нужен внешний конфликт, который форсирует события, чтобы ваш персонаж не мог уйти от собственных проблем. В примере с наследником-подменышем может появиться персонаж, утверждающий, что он настоящий наследник, и желающий занять принадлежащее ему место. Тогда главный персонаж будет вынужден ответить на этот вызов, чтобы сохранить власть, и в то же время задаться вопросом «а стоит ли это делать?».

Иногда писатели не хотят добавлять что-либо неприятное в свою идею. Возьмем, например, историю о тайной поляне над водопадом, где зверушки с холмов собираются и пьют чай. Ядро этой истории — тайная гармония дикой природы, и вы можете посчитать, что конфликт разрушит идею ядра. В этом случае я бы предложила один из этих вариантов:
  • Сделайте ваше ядро не основой всей истории, а её счастливой концовкой. Например, ваш главный герой — милая зверушка, которая потеряла приглашение на чайную вечеринку, и теперь ей просто необходимо его найти.
  • Выразите вашу идею не в форме истории. Покажите вашу гармоничную чайную вечеринку в виде стихотворения, иллюстрации или песни.

Историям нужны проблемы, но в них не обязательны боевые сцены. Ваш внешний конфликт может быть не слишком заметным, или же вторичным по отношению к внутреннему.

Главный герой

Каков бы ни был внешний или внутренний конфликт, главный герой должен быть его центром. Главный герой определяет, чем закончится история, поэтому он должен быть способен влиять на ход событий.

Во внешнем конфликте, связанном с поддержанием работы бара в черной дыре, главным героем может быть человек, который управляет баром после исчезновения бывшего владельца. Если внешний конфликт возникает между людьми, живущими в колонии, и обслуживающими её роботами под управлением ИИ, то человек, обязанность которого следить за работой ИИ — идеальный выбор для героя, способного повлиять на исход этого конфликта.

Личностный рост, упомянутый в ядре истории, должен происходить с вашим главным героем. Если люди, конфликтующие с роботами в колонии, должны узнать, что ИИ требует достойного к себе отношения, сделайте, чтобы об этом узнал именно главный герой. Вы можете поддаться искушению сделать вашего главного героя единственным другом ИИ, чтобы ваш герой мог рассказать другим людям об уважительном отношении к искусственной жизни. Но это лишь отдалит сюжет вашей истории от её ядра. Позвольте вашему главному герою иметь недостатки в начале. Тогда ваша аудитория будет с интересом наблюдать, как герой учится на собственных ошибках.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт делает историю более глубокой и предоставляет поворотную точку для многих видов кульминации. Прорыв в решении внутреннего конфликта чаще всего помогает главному персонажу разрешить внешний конфликт.

Возьмем, к примеру, ядро “как дерево, которое никогда не двигалось с места, будет воспринимать путешествие”. Главный герой — дерево. Внешним конфликтом пусть будет угрожающее изменение климата, поэтому дерево должно путешествовать в поисках места, где климат получше, и где оно сможет зацвести и принести плоды. У нас есть причина, почему дерево путешествует, но нужно определиться с жизненными уроками, которые дерево получит по дороге, и которые позволят дереву достичь цели.

Ядро истории — это впечатления от путешествия, поэтому сосредоточимся на этом. Какие впечатления могут быть у дерева? Возможно, для дерева путешествие окажется загадочным и пугающим. Поэтому при каждой удобной возможности дерево останавливается, чтобы устроиться на новом месте. Но каждый раз, остановившись, дерево понимает, что ушло недостаточно далеко. В конце концов дерево принимает саму идею путешествия. Оно влезает в кузов грузовика и отправляется в дальнюю поездку, чтобы уехать дальше, чем оно когда-либо бывало. Путешествовать все еще страшновато — но зато весело! После того, как дерево увидит много разных мест из кузова грузовика, оно будет точно знать, где есть места получше.

Когда вы уже знаете, каким будет внутренний конфликт, определите внешние уроки, которые будут ему способствовать. Рассмотрим героя, который решает стать частью ИИ ради спасения колонии. Предположим, люди поначалу считают, что у ИИ нет никаких эмоций или моральных норм, в отличие от людей. История должна показать им, что они ошибались. Например, они могут найти в памяти компьютера подборку с рассказами, которые впечатляют людей. Позже люди обнаруживают, что эти рассказы написаны не человеком, а ИИ. Это позволит герою отбросить свои предрассудки и сделать правильный выбор.

Сеттинг

В большинстве случаев ваш замысел уже содержит в себе наметки сеттинга. Если, например, вы пишете фантастику, в вашей истории наверняка будет магия, или лазерное оружие, или какие-то другие вещи, не существующие в реальном мире.

Если ваша история очень короткая, у вас может не быть времени детально проработать сеттинг. В этом случае придерживайтесь типичного сеттинга в ближайшем поджанре, отклоняясь от него только там, где этого требует ядро. Если вы пишете о баре в черной дыре, то ваш сеттинг должен отражать то, что аудитория ожидает увидеть в космической фантастике. Скорее всего, у вас будут пришельцы в основном гуманоидного вида, которые ведут себя почти как люди. Если ваша история про наследника-эльфийского подменыша, это скорее всего будет типичный сеттинг высокого фэнтези.

Если ваша история длиннее, начните проработку мира с основ, необходимых для вашего ядра. Вы можете создать метафизические законы, позволяющие бару существовать в черной дыре, долгую историю раздоров между королевствами людей и эльфов, или структуру классового общества, делящегося на людей высшего класса, людей низшего класса, и роботов.

Если у вас нет никаких фантастических элементов в сеттинге, поищите способы, как эти элементы могут усилить ваше ядро истории. Например, если ваше ядро о том, как молодой человек пытается принять себя таким, какой он есть, добавьте ему пару уродливых козлиных рогов. Теперь ему нужно примириться с козлиными рогами, копытами на ногах и вьющимися волосами.

4. Сделайте обзорный план

Этот шаг для тех, кто любит знать основное направление истории до того, как начать писать. Поступайте как считаете нужным — возможно, вы предпочитаете писать сразу без всякого плана, или наоборот, хотите распланировать всю историю до мелочей.

Чтобы получить обзорный план вашей истории, запишите эти четыре вещи:

  • Цель: Какая цель вашего главного героя на протяжении истории? Не бойтесь влезать глубоко во внутренний конфликт, если это часть ядра истории. Возможно, истинная цель персонажа — не спасти колонию, а обрести счастье.
  • Стартовая точка: Какое состояние мира и главного героя в начале истории? Вы можете подчеркнуть причины, вызвавшие внешний конфликт, и недостатки личности, которые усложнят его решение для вашего персонажа.
  • Конечная точка: Где будет ваш главный герой и каким будет мир, когда история подойдет к концу? Какой жизненный урок получил ваш главный герой? Удалось ли спасти мир или он лежит в руинах?
  • Поворотный момент: Какой критически важный жизненный урок или определяющий момент позволяет главному герою достичь конечной точки? Какой внешний стимул заставляет главного героя прийти к осознанию цели, или наоборот, сдаться?

Если вы планируете большое произведение, сейчас самое время добавить дополнительных персонажей и проработать второстепенные сюжетные линии — например, тайны или романтические отношения.


Вполне возможно, что даже после этих советов превратить идею в историю вам будет непросто. Что ж, тогда последний совет — не усложняйте себе и без того сложную задачу. Оставьте временные парадоксы и раздвоение личности на потом, если они не нужны для вдохновения. Начните с чего-нибудь попроще, что будет легко написать от начала до конца… и успех не заставит себя ждать.

Нет комментариев