«Не Искусственный Интеллект»: «Это компьютерам вредно отключаться. С людьми всё наоборот»

В рамках КРИЛ-2017 Соловьёвым (Rapsoda) Станиславом была выпущена игра «Не Искусственный Интеллект», являющаяся фантастическим произведением в киберпанковской стилистике и с некоторым налётом философских идей чуть более возрастной фантастики, типа «Машины времени» Уэллса. Автор в начале извиняется за возможные ляпы в технических нюансах сюжета, но, откровенно говоря, по меркам киберпанка там ничего страшного, так что бояться клюквенной отрыжки особенно не стоит, если вы переносите это жанровое направление в целом.

В какой-то мере некоторые проблемы произведения восходят к мономифу о Пигмалионе и Галатеи, но если вы сейчас напряглись, то расслабьтесь. Это совсем не нужно знать для того, чтобы спокойно поиграть. Потом уже, после КРИЛа почитаете, только не перепутайте с пьесой Шоу.

Тот, кто нужен сейчас —
Не доступен уже.
Ты сидишь и молчишь,
Как живая мишень.
И никто не придумал
Другого пути,
Выход только один —
Выходи из сети!



Сюжет игры


События игры происходят в киберпанковском мегаполисе будущего, представляющем собой многоуровневый город, в котором традиционно верхние уровни заняты социально благополучными членами общества, а нижние — различным отрепьем.

Рано утром, главный герой получает сообщение о необходимости удариться в бега от своего электронного помощника, представляющего собой эмуляцию женского образа по имени Уника, после чего и начинает долгое скрытное путешествие по городу. Именно с Уникой и связаны все основные события сюжета, а также предыстория, послужившая для него завязкой. Вы испытываете определённое чувство к образу вашего электронного помощника, поэтому кое-что задумали, с чем не все согласны.

При этом, сама Уника периодически вами манипулирует, используя стандартный арсенал средств, типа пассивно агрессивного поведения, ну что-то в этом роде:

«Ты не должен этого делать, если не хочешь. Я — всего лишь программа, хоть и умная.»

Иными словами, женщины всегда остаются женщинами, даже если они… не женщины.

Литературная составляющая


Текст игры написан грамотным языком с большим упором на образные описания и с налётом мизантропии:

«Мир вокруг — огромный, серый левиафан, внутри которого планктон давно устроил свой лживый быт, полный неоновых щитов и сырости. На самом же деле, пищевой сок растворяет нас тысячами, перерабатывая в энергию. Как бы я ни бился в попытках что-то себе доказать — однажды я стану скользким сгустком, который проглотит мегаполис...»

Автор также часто использует сложные предложения со вложенными деепричастными оборотами:

«Иногда мне встречаются ржавые металлические лестницы, но я не брезгую даже ими, не забыв надеть перчатки.»

Объективных проблем в литературной части игры практически нет, просто местами сложные предложения с большим количеством метафр и эпититов могут кого-то утомлять. Ну а некоторые, у кого есть проблемы с пониманием сложного печатного текста, могут и вообще терять мысль.

К сожалению, как показывает практика, в РИЛ, где вроде как все должны любить текст, есть достаточное количество людей, которые просто неспособны правильно понять смысл объёмного текста, написанного не одними простыми предложениями. Впрочем, это не повод всем остальным деградировать до этого уровня, так что пусть эти люди идут читать книги, а уже потом приходят сюда высказывать своё недовольство, если оно у них останется после подтягивания собственной образованности.

В целом, в литературном отношении «Не Искусственный Интеллект» написана очень прилично, так что объективно придратся особенно не к чему. Радует, что хотя бы несколько авторов CYOA на этом КРИЛе умеют писать грамотно.

Игровая механика


Игра представляет собой CYOA в виде не очень сложного интерактивного рассказа, где даже не на каждом абзаце бывают варианты выбора. Однако всё это дополняется нетипичной механикой в виде встроенного в игру текстового чата с несколькими персонажами. При желании, можно затеять спор, является ли это парсером, но чтобы долго не мусолить эту тему, лучше просто сказать, что это минималистичный чат-бот, который может реагировать на достаточно скудный набор фраз в контексте игры. Непосредственное взаимодействие с предметами игрового мира через текстовый ввод не осуществляется.

Обратите внимание, что помимо нижних ссылок с выбором развития сюжета, внутри текста также периодически попадаются ссылки-сноски. Они, как правило, дают справку по упоминаемым персонажам или понятиям игрового мира, поэтому если есть желание глубже понять сюжет и прочувствовать атмосферу, то имеет смысл их прокликивать. Ну а если нет, то я вроде не разу не встретил внутритекстовой ссылки, обязательной для прохождения, так что можете их игнорировать.

Таким образом, основной геймплей «Не Искусственного Интеллекта» сводится к чтению литературной части, не очень существенному влиянию на развитие сюжета, а также периодическим попыткам вытянуть дополнительную информацию из чат-бота, который, честно говоря, особым интеллектом не блещет.

В итоге


«Не Искусственный Интеллект» — игра довольно размеренная, за счёт длинных пауз между ключевыми выборами, а также в целом не очень вариативная. По общему духу повествования и играбельности скорей походит на гипертекстовую, нежели интерактивную литературу, вот только чат-бот из этой картины довольно сильно выбивается.

Откровенно говоря, лично мне игра достаточно быстро наскучила, поэтому если вы также предпочитаете более активные и разнообразные игровые механики, то эта игра вам не очень подходит. Однако если для вас больше интересна в текстовых играх именно история, то «Не Искусственный Интеллект», за счёт достаточной грамотности языка, как раз вполне достойный кандидат на то, чтобы просто спокойно почитать, не ломая голову над парсерными пазлами и не просто прохождением, но и добычей в игре максимума очков, как в какой-нибудь "42".

Ссылки


1 комментарий

Rapsoda
Спасибо за такой обзор, честно сказать, не думал что мое «творчество» этого заслуживает.

По теме могу сказать вот что: чат-бот является результатом моего «уровня программирования, которого нет». Сделал я его, что бы добавить капельку атмосферности, ибо без него было бы (в моем представлении) как-то не так. Ну а текст является результатом моего «уровня письма, который есть». Такие вот дела, еще раз спасибо за обзор. Для автора нет ничего лучше, чем видеть отклик со стороны, особенно, когда он приятный.