О кнопке "Дальше" в интерактивной литературе

Начинающие авторы как дети – впитывают многие идеи из окружающей среды как данность и механически воспроизводят в своих работах, не подозревая, почему это именно так и как бывает по-другому. Так и я считал абсолютно естественным наличие в квесте кнопки «Далее» для осуществления линейного перехода без выбора читателя. Когда я впервые услышал мнение, что такая кнопка в текстовых квестах – это моветон и чуть ли ни клеймо на авторе, я знатно удивился. Как же так?

Нет, я конечно видел и примеры другого подхода – снабжения такой кнопки уникальным текстом, относящимся к конкретной сцене, – но безальтернативным эталоном это мне не казалось. И уж точно никак не порочило уже такую родную «Дальше». Но именно встреча с противниками «классики» и побудила меня чуть глубже исследовать вопрос и отрефлексировать свои взгляды.

Перед началом разбора стоит отделить случаи, когда неприязнь вызывает не сама «Дальше», а гнетущая линейность истории и долгое отсутствие выборов. Оставим вопрос структуры и читательских ожиданий за скобками, сейчас нас интересуют кнопки и только кнопки.

Впервые задумавшись о восприятии этой кнопки разными людьми, я провёл опрос среди авторов и читателей ИЛ. Не знаю, насколько репрезентативной можно считать выборку, но результаты показали, что чуть менее четверти опрошенных чувствуют негатив по отношению ко кнопке «Дальше», а 5% настроены категорически против. Но почему?


Результаты опроса в тематической группе

Чтобы разобраться в этом, стоит сначала определить, какие функции может выполнять казалось бы такая простая вещь, как безальтернативный переход.

Моя первая ассоциация – это аналог перелистывания страниц бумажной книги. Чисто механический процесс безотносительно структуры. Он не внутри истории, а над ней, на совсем другом уровне. Вас выбивает из чтения обычной книги необходимость листать страницы? Меня нет (надеюсь, я такой не один).

Но всё-таки в отличие от перелистывания страниц, кнопка «Дальше» является таким же элементом истории, как текст или выборы, и сводить её роль лишь к техническому действию мы не станем.

Вторая очевидная функция – это разделение. Закончилась одна сцена – кнопка безальтернативного перехода – началась другая сцена. Та самая причина, почему длинные линейные фрагменты истории всё-таки разбиваются на несколько смысловых параграфов/страниц/экранов. Читателю нужно отделить в голове одни события от других, и на мой взгляд кнопка «Далее» отлично в этом помогает: она не содержит в себе никакой иной информации кроме указания на переход между сценами. По-моему очень удобно.

Третий вариант – это соединение. Парадоксально противоположный предыдущему пункту, он про ситуации, когда сцена не заканчивается на одном экране, а разрыв создан скорее для того, чтобы избежать бесконечных простыней текста, чем из структурной необходимости. И в этом случае «Дальше» – универсальный вариант, потому что имеет значение буквально «нажми и узнай, что будет дальше».

Ничего не забыл? Тогда получается, другой текст на кнопках перехода без выбора вроде как и не нужен, что и требовалось доказать? Погодите-ка, но зачем тогда кто-то всё-таки делает иначе?

Один из аргументов против кнопки «Дальше» – это её излишняя техничность и нарушение погружения при чтении. Результаты опроса говорят, что это как минимум субъективно, и погружаться мешает далеко не всем. Но если кому-то не важно, а кому-то мешает, не лучше ли сделать так, как хотят вторые? Казалось бы, это беспроигрышный вариант, но не всё так однозначно. Текст на кнопке перехода – это приём, и как любой приём он требует вдумчивого осмысленного использования. А значит нужно понимать, какой эффект он вообще оказывает на текст?

В первую очередь это – акцент. Независимо от визуального оформления, кнопка для перехода существенно выделяется на фоне остального текста. И если слова на ней не технические, то смысловой акцент всей страницы будет именно на них. Хорошая новость: это может работать на авторский замысел. Плохая новость: работать это будет только при осмысленном применении. Сравните:


Заметили? Выходит, мы не можем просто перенести порцию текста с параграфа на кнопку, чтобы нечаянно не заострить внимание на чём-то, что этого не требует.

Второй вывод из этого же свойства: если привлекающие внимание элементы оказываются этого внимания незаслуживающими, то при частом повторе их могут просто игнорировать. Если единственный смысл, который автор закладывает в текст кнопки, это – «лишь бы не «Дальше»», то именно как «Дальше» он и будет восприниматься. А если не видно разницы, то…

Я, кстати, за собой заметил обратное: в моих квестах по умолчанию линейные участки соединены кнопкой «Дальше», и на этом фоне отдельные моменты с уникальным текстом точно бросятся в глаза и акцент на них окажется ещё более весомый (ну, я надеюсь, что так это должно работать).

Дальше. Помните, я говорил, что «Дальше» отлично справляется с функцией объединения? На самом деле, именно в этом уникальные тексты кнопок оставляют «Дальше» почти не у дел. Ведь это то самое, за что их все любят: полное погружение без возможности сделать лишний вдох (если не забывать про первый пункт): вот ты дочитал до края экрана, текст кнопки продолжает сцену, переход на новый экран продолжает сцену… и выныриваешь где-то на моменте выбора. А значит, можно выжать максимум из темпоритма. Если ставить это целью и делать осознанно. Иначе, как это обычно бывает, приём не усилит, а ослабит работу.

Возможно, вы когда-то испытывали чувство, что всё в тексте вроде хорошо, но масштаб времени или расстояния смазывался? Скорее всего, выбранный автором (или случайно получившийся) темп не даёт это прочувствовать, и немаловажную роль в этом сыграло членение на сцены и переходы между ними.

Последнее, что я нахожу интересным в этом вопросе для себя, это своего рода негласная договорённость между автором и читателем. Формат, в котором я пишу, предполагает большое количество значимых параметров и условий видимости вариантов действий. И часто возникают ситуации, когда из множества теоретически возможных вариантов читатель видит при прохождении только один. В этом случае чёткое деление на безальтернативные «Дальше» и кнопки с текстом выбора позволят читателю понять, ограничен ли он в текущий момент последствиями собственного прохождения или структура в принципе не предполагает возможности выбора.

Таким образом, если вам где-то говорили, что кнопка «Дальше» – это однозначно плохо само по себе, то надеюсь, я смог убедить вас в обратном. Теперь вы знаете, что она во многом более универсальна, а также делает возможными несколько интересных приёмов.

Похожие публикации

Тут ничего нет

1 комментарий

Wol4ik
Плюсую статью. Очень хорошо.