«Под куполом Вселенной»: «Псом Ориона её нарицают сыны человеков»

В рамках КРИЛ-2017 автором johnbrown была выпущена игра «Под куполом Вселенной», являющаяся квестом в жанре так называемой твёрдой научной фантастики, то есть не просто «пыщь-пыщь» из бластера, а содержащей попытку описания мира будущего с техническими подробностями на основе наукообразных объяснений и допущений.

Впрочем, НФ-составляющая тут отвечает за антураж, а геймплей на это практически не завязан. Поэтому если вы опасаетесь, что в качестве пазлов вас заставят решать уравнение Кеплера, то расслабьтесь. Игра в целом довольно простая. Самое сложное, что вас ожидает, так это вариация на тему Sokoban'а, да и то в самом конце.

Электроникой полна
Вся моя утроба.
Мне работа не страшна,
Я не робкий робот.

Являюсь на вызов
И действую сразу.
Никаких капризов,
Никаких отказов.



Сюжет игры


Мы играем за РУПа — робота на первом межзвёздном корабле «Рассвет», который летит к системе Сириуса с колонизаторскими целями. Правда в составе экипажа всего два мужчины и одна женщина, так что перспективы колонизации представляются сомнительными. По сути это скорей исследовательская экспедиция в глубоком космосе. Впрочем, у игры заявлено продолжение, так что возможно на КРИЛ-2018 мы и узнаем, как же там делили единственную женщину и обеспечивали прирост населения.

События начинаются с момента пробуждения, когда мы обнаруживаем, что вся оперативная память нашего мозга пуста, а на корабле отключилось электричество. Дальнейшая история состоит из приключений простого рабочего робота, спасающего экспедицию, члены которой спят в «темпоральных ваннах» и не подозревают о грозящей им угрозе.

Литературная составляющая


Текст игры прост и неприхотлив, соответствуя традициям старой научной фантастики. Есть некоторое количество описок и рассогласований предложений:

«Это история произошла на борту первого межзвездного корабля «Рассвет».
…Кроме того, растения должны была обеспечивать экипаж кислородом на время полета.»

Однако поскольку «Под куполом Вселенной» — это игра, ориентированная на геймплей, а не сюжет, то здесь это не так сильно режет глаз. Текст носит утилитарный характер и со своими основными задачами вполне справляется, ну а помимо простого чтения у нас есть, чем заняться.

По целому ряду деталей история воспроизводит основные клише советской фантастики (то ли намерено, то ли непроизвольно). Например, традиционный для неё интернациональный состав экипажа: славянин, азиатка и англо-сакс. Славянин, конечно, капитан, чтобы всё-таки не забывались и знали место. В советской литературе любили подчёркивать дружбу народов таким образом, правда, вместо англо-сакса ещё более олдово смотрелся бы какой-нибудь негр, как представитель облагодетельствованных стран третьего мира.

Всё это создаёт очень ламповую атмосферу для тех, кто в теме. Правда именно в научной составляющей фантастической истории есть определённые провалы, что несколько роняет марку НФ-произведения в духе старой школы.

Во-первых, для космической НФ главным объектом первых межзвёздных экспедиций практически всегда была Альфа Центавра, так как именно она и является ближайшей к Солнцу звёздной системой (почти в два раза ближе Сириуса). Интерес к Сириусу — это уже больше новодел, вызванный оккультными плясками вокруг данной системы, на которую типа сориентированы египетские сфинкс и пирамиды. Причина, вероятно, в том, что при взгляде с Земли, Сириус самая яркая звезда, не считая Солнца, поэтому с точки зрения мифологического мышления она и кажется самой важной, ну и порождает все эти истории про древних богов с Сириуса.

Во-вторых, персонажи игры летят к некой планете Сириус Д, вращающейся вокруг звезды Сириус. Однако Сириус — это в реальности система из двух звёзд (Сириус A и Сириус B), ну а по астрономическим соглашениям об именовании экзопланет, они называются по именам звёзд, вокруг которых ориентированы, с добавлением строчной латинской буквы. То есть по основным конвенциям планета должна была бы называться как-нибудь типа Сириус Aa, если это первая экзопланета ярчайшей звезды, или Сириус AB c, если третья экзопланета обеих звёзд. А вот Сириус D — это название в духе четвёртой звезды системы, что вообще бывает редко.

Всё это в сущности не важно для 90% аудитории, но эти 90% и не смогут прочувствовать даже имеющуюся стилистику фантастики старой школы, а для остальных 10% именно из таких мелочей и складывается атмосфера.

К тому же автор под конец даже начинает путать Сириус и Сириус Д:

«У нас нет выбора, Руп. Будем надеяться, что на Сириусе мы найдем все, что потребуется для выживания.»

Игровая механика


Игра по дизайну очень мило прикидывается парсерной, в действительности являясь менюшной с механикой контекстно-зависимого глагольного меню. Фактически у автора получилось что-то типа классической механики INSTEAD, только с возможностью нескольких вариантов применения объекта инвентаря на объект сцены или другой объект инвентаря. При клике на объект, мы получаем перечень возможных вариантов его применения, так что в результате по духу образуется что-то типа ограниченного парсера, но без необходимости догадываться о командах.

Правда набор доступных действий довольно сильно сужен, поэтому количество всё-таки не переходит в качество, и по глубине погружения в смоделированный мир игра отстаёт от того, что способен дать прилично сделанный парсер. Однако как некий облегчённый вариант механики для тех, кто не умеет играть в парсеры, всё очень неплохо. Если бы ещё автор потрудился прописать больше уникальных реакций, то мир смотрелся бы не так примитивно. Из-за небольшого числа вариантов взаимодействия вполне реально было добиться полной уникальности всех реакций, по крайней мере, там, где это логично: описание видов за иллюминатором при подсвечивании фонариком и так далее.

Также следует отметить, что некоторые пазлы всё-таки свалились в последовательный перебор всех комбинаций применения предметов. К сожалению, это характерно для механик, построенных как перенос парсерных концепций в меню. Существенно более низкая вариативность полного набора возможных команд (по сравнению с традиционными парсерами) расслабляет многих авторов, в итоге они перестают следить за тем, чтобы продвигающая по сюжету комбинация предметов была достижима сразу за счёт логического умозаключения, а не в результате последовательного перебора. В «Под куполом Вселенной» это заметно на пазлах с поиском второго и третьего переносимого объектов.

Есть и общие проблемы сырой платформы: отсутствие сохранений, ситуации, когда один единственный глагол у предмета то срабатывает автоматически, то требует явной активации, и пр. Надеюсь, в будущем это будет отлажено, и мы ещё увидим игры на данном фреймворке.

В конце предлагается миниигра на основе механики а-ля Sokoban, ну или по типу более известного в России ещё по DOS «Мудрого крота». Это немного выбивается из общего духа игры, но, в крайнем случае, можете просто дальше не играть, потому что это уже конец.

В итоге


Несмотря на все мои критические замечания, для меня «Под куполом Вселенной» стала одной из лучших игр КРИЛ-2017. Игра не очень большая и проходится минут за 15, но эти 15 минут в позитивно-эмоциональном эквиваленте стоят намного дороже, чем подавляющее большинство других более протяжённых игр или «игр».

Если для вас интерактивная литература — это всё-таки текстовые игры, то играть в «Под куполом Вселенной» вам надо в обязательном порядке, особенно если при этом вы любитель научной фантастики. Если же под ИЛ вы понимаете нелинейные истории, в которых кроме прокликивания ничего делать не надо, и где вся ценность в количестве абзацев, на которых написано слово «Конец», то можете даже не пробовать, потому что больше половины всего, что заложено в эту игру, просто пройдёт мимо вас.

Ссылки

1 комментарий

johnbrown
Вот и моя очередь ) Спасибо! Классная рецензия!
По целому ряду деталей история воспроизводит основные клише советской фантастики
Да, есть такое )
Во-первых, для космической НФ главным объектом первых межзвёздных экспедиций практически всегда была Альфа Центавра
Не знаю, на сколько это принципиально. Можно было выбрать Туманность Андромеды, например, но банально же.
То есть по основным конвенциям планета должна была бы называться как-нибудь типа Сириус Aa
Ну, да, согласен. С другой стороны, это все-таки фикшен. Кто знает, какая там в будущем будет использоваться номенклатура, и не поглотит ли Сириус, к тому моменту, свой спутник.