Оформления пост!

Этот пост хочу посвятить оформлению. Почему? Как ни парадоксально, но мне по-прежнему кажется, что именно для текстографических квестов — этот пункт особенно важен. Основываясь на опыте виденного на разных ресурсах, посвященных игроделанию и IF — я бы выделил несколько типовых ловушек, в которые попадают даже очень хорошие разработчики.

1. «Ловушка литератора». В нее попадают люди с хорошими писательскими навыками. Такой автор рассуждает примерно так: эй, игра это захватывающая История. Прекрасные описания, живые диалоги, продуманный игровой мир — важно это и только это. А всякие там картинки, фоны и тд — попса голимая. Зачем они? Будут ведь только отвлекать от сути, от текста! Автор не учитывает лишь одного: впервые запустив его шедевр — игрок первым делом увидит стандартную тему, стандартный шрифт, и голую страничку с потоком текста. Понять, что текст гениальный, а История интересная: успеют не все. Неподготовленный игрок испытает острое чувство скуки или дежа-вю. И знакомство с игрой может закончиться прямо на этом этапе. Конечно, настоящий ценитель сумеет отличить зерна от плевел, но…

2. «Синдром Стикмена». Иллюстрации от руки — прекрасная идея для оформления. Даже если автор не является профессиональным художником, но искренне старается — такие рисунки трогают, и работают на атмосферу. Я помню, с каким наслаждением играл в «Особняк», где черно-белые наброски Петра создавали удивительное настроение. Однако если разработчик не пожелал тратить время и силы на создание арта — на свет рождаются наспех накарябанные рисунки, вызывающие ассоциации с тетрадью третьеклассника. Особенно этим грешат онлайн проекты. Да, такое оформление может выглядеть забавно… но лишь в шуточных, легких, пародийных игрушках. Эпическая драма, серьезный детектив или триллер — оформленные таким примитивным артом, вызывают недоумение.

3. «И так сойдет!» Автор создает для игры неплохие иллюстрации — но не считает нужным достойно их оформить. Его картинки различаются по стилю, цветовой гамме, размеру и даже форме. Они крайне грубо вставлены в тему игры, не сочетаются с общим бэкграундом, выглядят на его фоне чужеродными врезками. Из-за того, что иллюстрации не откалиброваны по размеру, при их смене постоянно прыгает текст. Это очень утомляет и создает общее ощущение неряшливости, неуважения к игроку.

4. «Болезнь начинающего дизайнера». Наверное, все видели игры, книги, сайты и тд, и тп — где попытки оформить свое детище максимально «богато», привели к чудовищному результату. Выжигающие глаза ослепительные белые буквы на черном фоне. Экзотические шрифты, предназначенные для плакатных заголовков — превращающие большой текст в оригинальную, но совершенно нечитаемую кашу. Подложки невообразимых расцветок или с отвлекающими рисунками… Ну вы уже поняли, да?

Так каким же должно быть хорошее оформление? Я попытаюсь сформулировать свои запросы, как игрока:

-Оригинальная тема. Разумеется, это не обязательно. Но одно то, что автор потратил силы на разработку авторского оформления — сигнал того, что он отнесся к делу серьезно, вложил в него душу. К тому же, как театр начинается с вешалки, так и игра начинается с заставки. Хорошо, если приключение интригует с первого же взгляда.

Особняк - пример отличного стиля
«Особняк»

-Грамотная верстка. Функционал никто не отменял: описания локаций, иллюстрации, инвентарь — все это должно размещаться в теме игры удобно, логично, интуитивно понятно. Неоправданно пустые пространства… инвентарь, куда не влезают все предметы… полотна описаний, что приходится постоянно проматывать… иллюстрации, которые надо специально «ловить» взглядом — примеры не лучшей игровой верстки. Я как-то ознакомился с одной книгой-игрой — и понял, что она была иллюстрирована только на последней странице. Из-за того, что симпатичные, но небольшие картинки были помещены в нижний левый угол. Сколько же усилий автор потратил зря?

-Подобранные фоны. Игровое поле — не винегрет. Оно не должно состоять из плохо подогнанных лоскутов. Фоны должны быть уместны для жанра игры, сочетаться по смыслу и цвету. Их задача: создать интересное обрамление для иллюстраций и текста, но при этом не сбивать игрока, не перетягивать на себя все внимание. Хороший фон, это стильная оболочка, подчеркивающая суть творения и концентрирующая внимание игрока именно там, где нужно.

Зараженные - продуманное оформление
«Заражённые»

-Хороший шрифт. Что больше всего будет делать игрок в текстографическом квесте? Изучать мир? Да. Решать загадки? Да. Участвовать в приключениях? Да. Но больше всего он будет ЧИТАТЬ. Так сделайте же этот процесс максимально комфортным! Шрифт может интересно смотреться, поражать витиеватыми завитушками и удивительной стилизацией — но если его неудобно читать, Ваша игра обречена.

Лабрис - текстографическое приключение, в которое удобно и интересно играть
Лабрис

Разумеется, единых лекал и рецептов нет. Все зависит от конкретной идеи, которая заложена в игре. Иногда минимализм — единственно уместное решение. А продуманная стандартная тема может оказаться гораздо лучшим выбором, чем неумело созданная своя. И конечно, если Ваша игра пародия, то нарочито примитивные иллюстрации сыграют ей только на руку. Любое оформление игры — это послание, которое вы несете Игроку. Вы можете интриговать его или поражать. Можете потакать ему. А можете просто игнорировать. Просто помните, что в любом случае — Ваше послание будет услышано.

Пример адового оформления игры

5 комментариев

BookAlive
Со всем вышесказанным согласен.
Единственное, что хочется отметить, — ИМХО, разработчиков, относящихся к пункту 1, кот наплакал. И подтверждением тому может служить скриншот из поста: «ПредИстория»… Ужас…
Irremann
Какой фееричный скриншот =).
kolobod
Да, долго искать пример слабой верстки долго искать не пришлось) Здесь — почти хрестоматийный пример. Мелкий фиолетовый шрифт на черном поле, управляющая ссылка не в очевидном месте, фон под статус — делающий его нечитабельным. И довершает дело не несущая смысла, не интегрированная в оформление игры картинка.
Ajenta
А пример хорошего оформления можно? А то не совсем понятно к чему стремиться.
kolobod
Не думаю, что автору множества игр и создательнице YouTube-канала игровых обзоров (Вы ведь та самая Ajenta, да?) действительно требуется мое скромное мнение по поводу хорошего оформления текстографической игры. Но я-то что? Я с удовольствием изложу.
Из того что видел, навскидку, не задумываясь:
-Особняк (великолепная ч/б стилизация)
-Радикал (максимальный акцент на 3D графику, и без перегибов)
-Лабрис (абсолютный минимализм: при этом оригинальное и простое управление)
-Заражённые (добротное выстраивание фона)
При этом сразу оговорюсь, что мой игровой опыт относительно разных платформ не сильно велик, по сути текущие предпочтения ограничиваются INSTEAD, АSM, Ren’Py. Остальное видел лишь мельком.