Размышления холопа о Царях.

Посмотрел я на правила КРИЛ и подумал — о, клево, многие люди готовы выдать дополнительные денежные призы, если игра выполнит, обрисованные ими условия. Потом пригляделся — многие условия касаются конкретного движка. Ну, тут понятно — типа, смотрите у нас приз есть помимо основного конкурсного, идите к нам, у нас прикольно и т.д. Это понятно. Люди продвигают свой движок-платформу.

Примерно в тоже время я наткнулся на тему с форума ifiction.ru — «Выбор платформы для первой ИЛ». И я задумался: вот будь я резвым, молодым, наполненным идеями и надеждами 15-летним пареньком, а не 16-летним брюзгливым и сдавшимся обрыганом — чтобы я выбрал? Какую платформу для своей первой игры?

Предположим я тот еще красно-глазик и сложности с кодом меня не пугают. Что тогда для меня критично? Величина сообщества вокруг платформы, так как сообщество — это все. Это и наполненность/наполняемость вики, форума, обновляемость самой платформы и прочее-прочее. Второе — мультиплатформенность. Кто ж не хочет, чтобы его игра шла даже на кофеварке? Win, MacOs, Linux и Android — желательно, а можно и больше. Ну и также, возможность запуска игры, как из онлайна (с сайта платформы), так и из оффлайна.

Итак приступим. Сначала сравним наиболее распространенные иф-платформы на русском языке, затем и на английском, а для начала…

1. Вступление.



Можете сами перейти по этой ссылке и все увидеть. Запросы — «text games» (падение с 2004 по 2015 со 100 до 45, на 55 %), «interactive fiction» (падение с февраля 2004 с 36 до 3, на 1100 %), «text based games» (падение на 68,75 %), «interactive fiction games» (с октября 2010 года падение на 39 % — просто удалите все прочие запросы и оставьте только этот, чтобы увидеть этот график).

При это, по запросу text games может выскочить и смс-игры по телефону с друзьями (лол), так и настольные текстовые игры и прочее-прочее…

Вывод — текстовые игры загибаются не только у нас, а по всему миру.

2. 1. Платформы для иф — русские платформы.


Для сбора информации по посещаемости сайтов использовалось два сервиса — similarweb.com и pr-cy.ru. Первое число — количество посещений за месяц по данным первого сайта, а второе — количество посетителей по данным второго. Открываете сайты и вбиваете в их поля адреса сайтов-платформ, чтобы проверить все данные самостоятельно.

1. INSTEAD — instead.syscall.ru.

Посещаемость сайта — 4k/3 666 человек в месяц.

Мультиплатформенность — Unix, Windows, Android, OS X (данные с сайта, но вроде правда).

Нужен отдельный лаунчер для запуска игр — да.

Возможность онлайн-запуск с сайта платформы — нет.

Возможность оффлайн-запуска с устройства пользователя — да.

2. ЯРИЛ.

Посещаемость сайта — сайт не найден.

Мультиплатформенность — любая платформа, на которой пойдет виртуальная машина Java.

Нужен отдельный лаунчер для запуска игр — нет данных.

Возможность онлайн-запуск с сайта платформы — нет.

Возможность оффлайн-запуска с устройства пользователя — да.

3. QSP — qsp.su.

Посещаемость сайта — 30k/11 398 человек в месяц.

Мультиплатформенность — PocketBook, Android, Windows CE / Windows Mobile, Linux / Unix, MacOS, Sony PSP, BeOS / Haiku, AeroQSP также работает в браузере.

Нужен отдельный лаунчер для запуска игр — чаще всего да.

Возможность онлайн-запуск с сайта платформы — да.

Возможность оффлайн-запуска с устройства пользователя — да.

4. Аперо — apero.ru.

Посещаемость сайта — 10k/6 017 человек в месяц.

Мультиплатформенность — любая платформа, на которой запускается современный браузер.

Нужен отдельный лаунчер для запуска игр — нет, достаточно браузера.

Возможность онлайн-запуск с сайта платформы — да.

Возможность оффлайн-запуска с устройства пользователя — нет.

5. Квестер — kvester.ru.

Посещаемость сайта — 50k/8 005 человек в месяц.

Мультиплатформенность — любая платформа, на которой запускается современный браузер.

Нужен отдельный лаунчер для запуска игр — нет, достаточно браузера.

Возможность онлайн-запуск с сайта платформы — да.

Возможность оффлайн-запуска с устройства пользователя — нет.

6. AXMA Story Maker — hyperbook.ru.

Посещаемость сайта — 7k/9 795 человек в месяц.

Мультиплатформенность — любая платформа, на которой запускается современный браузер.

Нужен отдельный лаунчер для запуска игр — нет, достаточно браузера.

Возможность онлайн-запуск с сайта платформы — да.

Возможность оффлайн-запуска с устройства пользователя — да.

7. RTADS — rtads.org.

Посещаемость сайта — нет данных/1 753 человек в месяц.

Мультиплатформенность — нет данных

Нужен отдельный лаунчер для запуска игр — да.

Возможность онлайн-запуск с сайта платформы — нет.

Возможность оффлайн-запуска с устройства пользователя — да.

2. 2. Платформы для иф — басурманские платформы.


1. Twine — twinery.org.

Посещаемость сайта — 140k/37 207 человек в месяц.

Мультиплатформенность — любая платформа, на которой запускается современный браузер.

Нужен отдельный лаунчер для запуска игр — нет.

Возможность онлайн-запуск с сайта платформы — да.

Возможность оффлайн-запуска с устройства пользователя — да.

2. Renpy — www.renpy.org.

Посещаемость сайта — 170k/25 886 человек в месяц.

Мультиплатформенность — Android, Windows, Linux, Mac OS, IOS (бета).

Нужен отдельный лаунчер для запуска игр — да.

Возможность онлайн-запуск с сайта платформы — нет.

Возможность оффлайн-запуска с устройства пользователя — да.

3. Choice of games — www.choiceofgames.com.

Посещаемость сайта — 310k/25 886 человек в месяц.

Мультиплатформенность — любая платформа, на которой запускается современный браузер.

Нужен отдельный лаунчер для запуска игр — нет.

Возможность онлайн-запуск с сайта платформы — да.

Возможность оффлайн-запуска с устройства пользователя — да.

3. Выводы. Думы.


Какую платформу выбрать в итоге?

Если пишите небольшую историю с минимальным использованием характеристик-предметов-графики и т.д., то ваш выбор между AXMA, Квестер и Аперо, но лично я склоняюсь больше к AXMA, т.к. в нем есть возможность экспортировать свою игру в html-файл + платформа имеет минимальный интерфейс, что (вероятно) очень хорошо для мобильных устройств.

Для больших же игр на русских просторах обычно люди используют QSP, т.к. его интерфейс больше приспособлен для крупных мониторов пк, он поддерживает графику, музыку, гифки, без проблем тянет довольно крупные и тяжелые по объему кода игры и т.д. Renpy же безусловно лучше всего подходит для визуальных новелл.

На каком языке писать?

Если для себя/ограниченной группы фанатов текстовых игр, в качестве хобби — на русском. Сайты русских платформ, как показывает сайт SimilarWeb, посещаются людьми не только из России, но и из Украины, Белоруссии и Казахстана.

Если вы хотите чуть больше лайков-комментов-внимания-денег, то лучше писать на английском. В конце концов, этот язык на начальном уровне понимают представители многих народов (более-менее образованные представители этих народов) на нашей планете + так уж сложилось, что ЕС и США составляют т.н. «золотой миллиард». Текстовая игра для Европы и США от чойсов стоит 5 $, для России — 129 рублей или 1.8 $ при сегодняшнем курсе в 70 рэ за доллар. Разница в платежеспособности, что не говори.

Опять же, если вы настроены серьезно, то лучше выбрать одну из западных платформ. На данный момент в стиме успешно (то есть много игр, которые успешно продаются, и покупатели в большинстве своем остаются довольными) представлены игры только двух платформ — Renpy и Choice of games.

Почему одни платформы «взлетели», а другие — нет?

Так уж сложилось, что русский человек не особо силен в бизнесе. В конце концов открытому рынку на территории нашей страны всего 25 лет, в то время как во всем остальном мире жестокий капитализм с беспощадной конкуренцией царит со времен первых европейских банков. Недостаточно просто разработать новый инструмент для людей — для его успешного развития нужно еще продвигать его в массы, рекламировать его, создавать «среду» (форум, вики, блоги) вокруг него, общаться с людьми, которые заинтересовались в вашей платформе, продвигать продукты, реализованные на ней на различных игровых ресурсах-сервисах и т.д. То есть это не задача только для технарей-айтишников. По моим (возможно, недостаточным) наблюдениям на Западе это понимают, у нас — нет.

Плюс к этому успешные платформы делают ставку на мобильность (и приносят в жертву этому интерфейс, делая его как можно более простым), т.к. доля мобильных игр каждый год только растет.

Какие жанры текстовых игр популярны?

Технически текстовые игры — аутсайдеры современной игровой индустрии. Даже игры сделанные на Unity и прочих игровых движках-конструктарах предлагают игроку реал-тайм геймлпей, анимированную графику и т.д. Какие же ниши еще не заняты AAA-играми с большими бюджетами и другими indie-играми?

Стратегии? Вряд ли. На QSP есть стратегии, да и на других движках, но люди уже слишком сильно привыкли ассоциировать жанр «стратегии» с графическими играми. Может быть и можно в полностью текстовый (ну пусть даже со статичными картинками) вид перенести ту же Civilization, но будет ли она хорошо играться в текстовом интерфейсе? Скорее всего нет.

Ролевые игры? Ведьмак в текстовом виде? Уже лучше, но из игры исчезнет весь драйв схваток с монстарми и людьми, а останется только истории, диалоги, квесты и т.д.

Гонки, шутеры, mmo и moba игры просто сразу идут мимо. Хотя есть попытка сделать текстовую mmo-игру, Fallen London, но в ней игроки редко взаимодействуют между собой. И да, MUD'ы давно мертвы.

Что же остается? Условно остается два жанра, перспективные для текстовых игр (если вы хотите писать их не только в качестве хобби) — психологическое аутирование с хорошим сюжетом или/и игры с 18 + контентом.

Примеры первого — игры чойсов, где главное не пройти подземелье и убить злого волшебника в конце, а прожить жизнь-историю со своим персонажем, встретиться с разными персонажами, повлиять на их судьбу, стать злодеем или героем (причем с весьма большим количество оттенков на выбор между двумя этими крайностями) и т.д. То есть тут акцент дан на то, что потеряли современные AAA-ролевые игры — внутренний мир главного героя, серьезное ветвление сюжета и развитие характера главного героя. + не требовательность к железу пользователя и сравнительно высокий уровень языка, высокая реиграбельность и т.д.

Пример второго — то же Бесконечно лето в стиме или любые другие визуальные новеллы на Renpy и игра HuniePop (строго говоря, не совсем текстовая, но все же). Пока серьезные компании раскачиваются, не рискуя поставить под удар свою репутацию, и не занимаясь лоббированием смягчения возрастных рейтингов для эротики-порно в играх, молодые команды выходят на рынок и занимают эту нишу.

Итог:

1. Для хобби можете писать какую угодно по жанру текстовую игру, на каком угодно языке и на какой угодно платформе. Хотя… если хобби, то наверное лучше все же платформа понагляднее, без возни с кодом.

2. Для более амбициозного хобби (а может даже для попытки заработать на этом), лучше выбрать одну из популярных западных платформ, с поддержкой мультиплатформенности, писать на английском, и писать приключения в стиле чойсов — с «душой», мыслями, эмоциями, любовными линиями, развитием героя и мира по ходу игры, с хорошим сюжетом, и высоким уровнем языка. или же игры, где главный локомотив геймплея будет открытие 18 + контента.

P.S. Короче прям капитанский пост.

Похожие публикации

16 комментариев

Irremann
Ну в общем инстед рулит же.
Oreolek
Во-первых. Interactive fiction — это узкий термин одного сообщества, который ещё и крепко связан для американцев с играми восьмидесятых. Если действительно хочется посмотреть на тренды, нужно искать названия конкретных движков и игр. Например, Fallen London или Twine. И будет вам счастье и оптимизм. Движение не загибается, а растёт и расползается по нишам.

Следующее. Я не понял, что означает «Нужен отдельный лаунчер для запуска игр». В смысле, игры невозможно запустить без скачивания? Или нужно писать .bat-файл? Что это означает?

Наконец, вы взяли иностранные платформы, но полностью обошли стороной Inform и оригинальный TADS (между прочим, RTADS — это только перевод, причём старой версии). А вместо страницы ChoiceScript — собственно, платформы для написания игр — смотрели на страницу с рекламой игр от Choice of Games. И это я ещё не вспоминаю про Quest, ADRIFT, Undum, RAGS, Hugo, StoryNexus, Inklewriter, Versu и вот этот список.
esse
Тогда действительно, я не прав отчасти или недоформулировал свои мысли — движение умирает в классических форме, когда в формате текстовых игр пытались люди выразить все возможные игровые жанры — теперь в текстовых играх живет и процветает только жанр приключения, квеста, иногда с легким налетом ролевой игры, и с вниманием к уровню языка, сюжету и т.д.

Отдельный лаунчер — то есть нужна какая-то программа для запуска файла игры. Интерпретатор. Если нужна отдельная программа, то это лишнее неудобство конечному пользователю, у которого с другой стороны как не крути, а есть на устройстве один из современных браузеров — в чем преимущество Твайна, Аксмы и т.д.

Ну я обошел Информ и Тадс, т.к. моя задача была не сделать второй раз то, что и так уже сделано в википедии, и в различных иф-виках, а просто проиллюстрировать тенденции примерами.
Oreolek
К текстовым играм относятся также roguelike, которые остаются популярны. Живут и модернизируются игры MUD и MUSH. Наконец, «тёмная сторона» интерактивной литературы — AIF — процветает без нужды во внимании к уровню языка, сюжету и т.д.

Это тоже часть жанра, но просто совсем другие сообщества.

Если вы хотите выделить некую «классическую» форму, вам придётся описать её. Что вы представляете как классическую текстовую игру? Dwarf Fortress (2006)? Nethack (1987)? Trinity (1986)? Choose Your Own Adventure (1979)? Zork (1977)? Adventure (1976)?
esse
Я не собираюсь выделять какую-то классическую форму и т.д., я просто записал свои мысли и все.
cheshire
И где, простите за нескромный вопрос, URQ?
esse
У меня не было цели перечислить все актуальные иф-платформы на данный момент.
lukyuk
Мне думается, что основная проблема продвижения текстовых игр — выпячивание их текстовости. Как будто сам факт того, что в игре нет трёхмерной графики, симфонического звука и сотен этих ваших шейдеров делает её игрой для элит. Почему бы не сместить акценты при продвижении игры с её текстовости на собственно суть игры.
esse
Ну да — интересный сюжет-сеттинг, вариативность, литературность. Абсолютно согласен.
spline
Когда мы говорим про шутер, очевидно что там какое там примерно будет управление, геймплей и подача информации. Когда говорим про стратегию, то же самое. Когда говорим «графические игры», очевидно, основная передача данных будет вестись через картинки. Когда говорим «текстовые игры», видимо, придётся использовать воображение. Какая, нафиг, элитарность?
lukyuk
Но можно ведь и промолчать про «текстовые». А потом коварно обманутый игрок втянется. :)
esse
Игры чойсов посмотрите — даже с школьным знанием английского и гугл переводчиком там можно почувствовать хороший литературный уровень и интерактивность.
spline
А статья мне не глянулась. Нечего сказать по поводу.
realsonic
2. ЯРИЛ.
Посещаемость сайта — ifml.narod.ru/ и toysoft.narod.ru :)) но, вообще, форум и ифвики.
Нужен отдельный лаунчер для запуска игр — входит в поставку.
Gudleifr
Что-то у меня последнее время попытки вынести на всеобщее обозрение очередной шедевр все более вызывают недоумение отсутствием нормальной человеческой реакции:
Но на другой день новый заведующий сам привел смущенного Оську домой. Он ласково вел его за руку и уговаривал отречься от швамбранской веры. А позади шли Оськины одноклассники и кричали: «Швабра! Швабра!..»
«Поддерживаем отечественного производителя» или «Кукушка хвалит Петуха...»?

Видимо, нет: «Ничего личного, только бизнес». Где игра? Только компиляции на темы статистического анализа. Даже о таком забавном явлении, как программы создания кнИгр (а там — и самогенерация, и интересные закономерности, и обход технических проблем...; например ABS Фроста) здесь предлагается разговаривать с позиции «амбициозного хобби (а может даже для попытки заработать на этом)».
В чем лучше писать кнИгры? Разумеется, «в тетрадке в клеточку»:
с приложением множества тайных документов, мореходных карт, государственного герба и собственного флага
Forgotten Futures, «Альбомы» И.Ефремова
Или все надеетесь, что надлежащим образом оформленные измышлизмы
Долину застилает туман, на улице уже наступили сумерки. Вы и ваши друзья Конан, Дойл и Ирен пробираетесь всё ближе и ближе к краю острова сквозь прибрежный кустарник. Из тумана то и дело внезапно появляются скрюченные чёрные ветви. Они колышутся, как живые. На улице свежо, дует прохладный ветерок. То и дело слышатся тихие скребущие звуки. Такой звук издают льдины во время ледохода, когда сталкиваются краями...
станут литературой, а не причиной нагоняя от училки литературы?