Мысли по поводу игры "От конца и дальше".

Текстовые игры нравятся далеко не всем. Пусть даже с красивыми картинками и отличной музыкой. Музыкой, которая не просто добавлена «для фона», но заставляет игрока целиком и полностью погрузиться в этот иллюзорный и, в то же время, такой реальный игровой мир. И дело ведь даже не в этой «мишуре» — она лишь некая «обертка» над сюжетом и не более того. Дело в таланте автора. Сможет ли он удержать игрока? Не дать ему ни единого шанса выбраться из своей фантазии? Из того мира, что он создал? Из той вселенной, что, будучи даже совсем крошечной, или, напротив, огромной и бесконечной, все же живет по своим правилам и законам? Именно живет. Как один большой организм, где все работает как единое целое и неотделимо друг от друга.

Еще сложнее дело обстоит с, так называемыми «визуальными новеллами». Ведь они не могут ничего предоставить игроку, кроме текста. И пусть оформление будет выше всяких похвал, пусть изображения будет рисовать хоть трижды талантливый художник, пусть музыку пишет великий композитор, но вся эта «красота» — лишь миф, что только помогает игроку погрузиться глубже. Если талант автора недостаточно силен, если творец не смог «зацепить» игрока, заинтересовать его, окунуть в созданный мир с головой, да так, чтобы он еще долго не смог выкарабкаться оттуда, то картина рушится на глазах. И произведение, созданное с таким трудом, гибнет.

Скажу честно, что до сего дня я терпеть не мог этих новелл: море текста (качество которого, в основном, прямо скажем, неважное), низкая интерактивность, стремящаяся к нулю, непонятное и, иногда, не удобное оформление. Одним словом, хорошего мало. Порой достаточно нескольких минут для легкого ознакомления и все. Впечатление испорчено. Испорчено навсегда.

И вот как-то на днях, неторопливо изучая КРИЛ-вские игры, постепенно я дошел до игры «От конца и дальше». Без особого энтузиазма, запустил сие творение, немного поиграл (вернее почитал — поскольку игра, по сути, новелла) и… Затянуло! Внезапно охватило чувство, когда среди многих сотен книг ты находишь то, что давно искал. То, что способно запасть глубоко в душу! Этот придуманный, но проработанный до мелочей мир, живущий по своим собственным законам. Мир, который не подстраивается под игрока, не старается ему угодить, а всего лишь позволяет игроку быть там. Но ровно до тех пор, пока это необходимо. Малейшая ошибка — и игрок становится чужеродным телом.

Чего стоит одна только Несси! Характер проработан до мельчайших деталей. Этот яркий и запоминающийся персонаж, подобно цветку, постепенно раскрывается на протяжении всей игры и лишь под конец показывается в игроку в «истинном обличии». Не физическом, а духовно-моральном. Это настоящий цветок. И цветок очень хрупкий. И бесподобно красивый. Но красота эта не столько внешняя, сколько внутренняя. Красота души. Но… Но только лишь игроку решать: сохранить этот цветок или жестоко сломать.

Вообще выбор игрока в этой игре порой имеет решающее значение. Причем выбор этот очень сложный. Сложный психологически. Помочь старому другу или спасти любимую? Осудить невиновного на смерть? Или может, наоборот, оправдать убийцу? Каждое, абсолютно каждое решение игрока влияет на текущую ситуацию и на игру в целом. Так что каждый раз следует хорошо подумать о последствиях.

Вообще проработка персонажей (а их довольно много) впечатляет. Все они очень харизматичны, у каждого есть свой собственный характер, своя личная жизнь, своя судьба.

Не буду вдаваться в сюжетные подробности, чтобы не портить удовольствие тем, кто все же решится поиграть. По поводу оформления, могу сказать только одно — замечательно! Да, может картинки были взяты из непонятных источников (не выяснял). Да, может быть есть какие-то мелкие замечания. Но в общем, на мой взгляд, все получилось просто отлично. Огромное спасибо автору. Чувствуется талант писателя. Талант, не испорченный. Чистый. Свободный.

P.S. Прошу простить если текст статьи получился несколько напыщенным или, может быть, даже «неформатным», так как писался под впечатлением от игры.

4 комментария

epoxa
Мне новеллы Каданцева тоже понравились, хотя я проходил совсем чуть-чуть. Но атмосферно, и достаточно хорошего качества.
johnbrown
" Скажу честно, что до сего дня я терпеть не мог этих новелл: море текста (качество которого, в основном, прямо скажем, неважное), низкая интерактивность, стремящаяся к нулю, непонятное и, иногда, не удобное оформление. Одним словом, хорошего мало."

Не из-за текста в них играют ^^
Надо помнить где сей жанр зародился и его ЦА. Вообще, интересно проследить как развивалась иф в мире. Запад — парсер, япония — ренай, Россия (да-да, Россия) — всякие урки и прочие меню. Да, про нас зарубежом никто не знает, но в нашей стране у нас свой путь развития иф(ни, кому как нравится), и это, я считаю, здорово!
Ordos
Уважаемый, johnbrown . Ничего не могу сказать об историческом развитии if в мире, так как не обладаю достаточными познаниями в этой области. Но ведь, чтобы читать книги, совсем не обязательно знать в подробностях историю книгопечатания, правда? А if по сути и есть книги. С картинками или без, в твердом переплете или мягком, с глянцевыми страницами или нет. Но, как и в любой книге, в if основа — это текст.
В любом случае, все, изложенное в статье — это мои личные мысли и рассуждения.
johnbrown
Но ведь, чтобы читать книги, совсем не обязательно знать в подробностях историю книгопечатания, правда?
Конечно, никто об этом и не говорит, я просто хотел увезти дискуссию в интересную мне сторону ;)

А if по сути и есть книги.
Сейчас «иф» понимается очень широко (примерно, также как roguelike). В визуальных новеллах, собственно текст, не был никогда самой важной составляющей. Упор был на сюжете, и на персонажах.