Избранное

Открылось голосование на IFComp 2023

Вчера вечером были выложены игры международного конкурса IFComp 2023.

На конкурс было принято 75 игр на английском языке, из них всего 6 на Ink, 22 на Twine и 20 на Inform.

Одну из работ придётся запускать на ПЭВМ Commodore 64 или, если у вас нет под рукой подходящей машины, на её эмуляторе.

Игрокам, которые не пропустили конкурс «ЗОК-2023», возможно, будет уже знакома работа «Kaboom» (Twine, анонимный автор, иллюстрации Веры П.), переведённая и переработанная с игры «Бабах» (FireURQ, без иллюстраций).

В это время конкурс интерактивной литературы на русском языке всё ещё принимает заявки до 19 ноября.

Фестиваль ИЛ на украинском языке откроет подачу игр с этого четверга, джем игр на испанском — 31 октября, конкурс игр на французском закончится в начале следующего года. Авторов книг-игр на болгарском ждёт отдельный конкурс с предварительной записью до 15го числа.

«Врата Штейна» и что такое цундэрэ

«Врата Штейна» это не совсем обычная визуальная новелла. Основная фишка игры — это нечёткая ветвистость: в любой удобный момент герой может вытащить из кармана мобильник, чтобы кому-то позвонить или написать сообщение. Здесь нет обычных пауз для выбора действий, и даже ключевые развилки можно проворонить, если всё время жать на кнопку «далее».

Сразу скажу, что, по-моему, игра не тянет на четвёртое место всех времён и народов (в рейтинге VNDB, между «Литературный клуб 'Тук-Тук'» (Doki Doki Literature Club) и «Девушки с ограниченными возможностями» (Katawa Shoujo)), но всё-таки это качественная работа, достаточно интересная для игры и разбора.

Первое прохождение «ВШ» от начала до одной из концовок у меня заняло двенадцать часов, сбор всех концовок – двадцать три часа. Аниме по игре я не смотрел, приквелы и сиквелы тоже.

После краткой вставки – история про молодых и шутливых друзей, которые пошли ломать систему и наломали дров. И теперь они спорят, насколько дрова — моэ.

Читать дальше

Пакет QSP для Sublime Text

Когда-то я публиковал пост о начале работы над билдером QSP-игр для Sublime Text. С тех пор много печенья съедено, и много сухарей насушено.

Теперь Билдер не является основной частью проекта, а только лишь одной из составляющих полноценного пакета для Sublime Text. Теперь внутрь пакета упакованы и сам билдер и различные вспомогательные скрипты, подсветка синтаксиса и небольшая коллекция полезных сниппетов, и много чего ещё.

Установка пакета сократилась до нескольких простых действий:
  • Качаете последний релиз со страницы релизов.
  • Распаковываете скачанный архив.
  • Копируете файл
    QSP.sublime-package
    в папку Packages рядом с установленным Sublime Text (Например, в
    C:\Program Files\Sublime Text\Packages\
    ).
  • Подсветка синтаксиса, плагины и прочее заработают при следующем запуске Sublime Text.

Более подробная информация о том, как работать с пакетом и встроенным в него билдером, представлена на гитхабе.

Есть и инструкция для быстрого старта: github.com/AleksVersus/JAD_for_QSP/blob/master/siaiz.md

Буду рад любым замечаниям по работе пакета. Спасибо, если пользуетесь.

Три поросёнка и поход за стройматериалом

Сказки это замечательно. А для интерактивной литературы — настоящий клондайк и находка. Сюжет какой-нибудь «Курочки Рябы» прекрасно ложится на механику классической парсерной головоломки. Ведь чтобы разбить яйцо Деду придётся разыскать и собрать вместе Бабку, Внучку и Жучку у которых, похоже, какие-то тёрки друг с другом. По ходу действия, пенсионер узнает, что не всё так просто как говорят по телевизору; яйцо на самом деле заколдованное, а чтобы хакнуть чары нужно незаметно проникнуть в логово Бабы Яги. И никто кроме Мышки этого сделать почему-то не может…

Ладно, я тут немного увлёкся, но в общем, вы уловили мысль. К сожалению, немногие авторы берутся «интерактивить» этот жанр. Автор игры «Три поросёнка: Наф-Наф и Серый волк» [1] — из тех немногих, кто взялся и у кого это даже неплохо получилось.
Читать дальше

qSpider 0.13.0

Вышла новая версия плеера qSpider — 0.13.0

Новые фичи:
  • msg и input больше не закрываются по клику вне модалки, улучшена поддержка клавиатуры — закрытие по Esc, кнопка в msg теперь фокусируется при открытию (соответственно нажатие пробела или Enter аналогично клику на кнопку)
  • в браузерную версию добавлена возможность открытия файла с списком игр или отдельной игры через URL — например https://qspfoundation.github.io/qspider/?config=https://qspfoundation.github.io/qspider/game/game.cfg загрузит файл конфига, а https://qspfoundation.github.io/qspider/?game=https://qspfoundation.github.io/qspider/game/skazka/skazka.qsp — то есть теперь можно просто выложить файл игры на какой-то сервер и запускать через qspfoundation.github.io/qspider, здесь пока есть ограничение — на сервере должна быть включена поддержка CORS (я занимаюсь возможностью обойти это ограничение)
  • добавлена поддержка запуска игры в текстовом формате qsp — для этого файл должен быть с расширением `.qsps`, поддерживаются кодировки utf-8 и utf-16le (qgen экспортирует в этой кодировке), но я рекомендую utf-8 поскольку файл будет значительно меньше по сравнению с utf-16le
  • для запуска плеера из qgen больше не нужен дополнительный bat файл
  • в десктоп плеере теперь доступна панель разработчика как в обычном браузере

Исправлены следующие баги:
  • сепаратор в меню выводился отдельным пунктом меню
  • исправлена поддержка 4-го недокументированного параметра в rgb функции отвечающего за альфа канал (прозрачность)
  • исправлен первый запуск (иногда при запуске из qgen не открывалась игра)
  • исправлена поддержка html — теперь все аттрибуты тегов должны сохраняться (раньше большая часть терялась при отрисовке)
  • исправлено отображение названия игры в toolbar — раньше длинное название ломало отображение
  • исправлен креш плеера при использование ряда тегов

В процессе работы часть кода была вынесена в отдельные npm пакеты, доступные без плеера
@qsp/converters — в пакете содержатся функции для конвертации из текстового формата qsp в бинарный и обратно
@qsp/cli — консольная утилита для конвертации аналогичная txt2gam (требует наличия усnановленой NodeJS, но может запускаться на linux и mac)
@qsp/wasm-engine — ядро QSP собранное в WebAssembly и JavaScript обвязка для запуска игр, пакет специально собран таким образом что его можно запускать как в браузере так на NodeJS сервере

Bitsy. Пиксельный минимализм

Недавно на Хабре вышла статья, посвящённая Bitsy — редактору и движку игр с пиксельной графикой. Даже не просто статья, а целое пошаговое руководство по созданию игры.
Учитывая малое количество информации по данной платформе на русском языке, думаю будет полезно продублировать ее и на данном ресурсе.

Во что поиграть на русском:

Мысли по итогам ЗОК 2022

Продолжаю прошлогоднюю традицию публикации мыслей и заметок по итогам проведённого конкурса. Рекомендую сначала ознакомиться с предыдущей статьёй.
Формат остаётся такой же: лонгрид из относительно разрозненных заметок и размышлений, для удобства разбитый по темам.
Версия 2.0 (версия 1.0 была случайно удалена из-за закрытой вкладки браузера. Надо попинать Ореолека, чтобы сделал автосохранения для создаваемых топиков, либо окошко с подтверждением закрытия вкладки, как на ifwiki)
Читать дальше

Список игр достойных ознакомления (не ифня)

Список игр, которые произвели на меня впечатление, и поэтому я считаю их достойными ознакомления.
Возможно, многих игр в этом списке не будет: это потому, что я либо не играла в них, либо не посчитала достаточно запоминающимися. Бывают игры вроде отлично вылизанные, но не цепляют и не вызывают какого-то внутреннего отклика. Также в серии игр бывает сложно выделить лучшую часть, поэтому я беру особо приглянувшуюся мне. Список отсортирован по воспоминаниям, а не по уровню приязни. Я упоминаю игры, которые меня чем-то зацепили. Поскольку это не реклама, впечатления об играх весьма краткие)
P.S.
С учётом того, что у меня старое железо и многие игры на нём просто не пойдут, я не добавляю их в список, хотя они могли бы быть весьма достойны его.
Пишите свой список достойных игр в комментариях.

    Первая часть
  1. Marc Eckō's Getting Up: Contents Under Pressure
  2. Симулятор граффитиста) По сути, уникален, и сюжет (ну типичный про революцию) и геймплей (процесс рисования граффити), ну и музыка доставляет. Такого больше нет.
  3. Fable 1-3
  4. Вся серия Fable. Классическая рпг, с кастомизацией гг, квестами и прочим. Даже не знаю, что конкретно отметить, все части серии имеют свои плюсы, и вообще всё замечательно.
  5. Little Misfortune
  6. Трогательная и красивая квестовая история. Не такая мрачная как Fran Bow (предыдущая игра студии), но не менее цепляющая.
  7. Heroes of might and magic 3
  8. Классика. Нужны ли какие-то объяснения?
  9. Heroes of might and magic 5
  10. Имхо. Лучшая часть серии. Доработанная система прокачки героя и красивая картинка. С учётом дополнений вообще идеальна.
  11. Stardew valley
  12. Приятная игра для релакса и медитации.
  13. Life is strange
  14. Первая часть и Before the Storm. Красивая и трогательная интерактивная история. Заставила меня плакать. Очень душевно.
  15. GTA 3, Vice City и San Andreas
  16. Тоже классика. Так как последующие версии у меня не запустились, рекомендую эти.
  17. The Walking Dead
  18. Вся серия — классика интерактивных историй/кино. Трагедия, впечатления, квест, экшен и т.д. Всё сбалансированно.
  19. The Wolf Among Us
    Tales from the Borderlands
    Batman: The telltale series
  20. Вообще, пожалуй, все игры Telltale Games достойны ознакомления, но эти особенно яркие, запомнились мне. Первая — за счёт детективной составляющей. Вторая — юмор и мир. Третья — классическая супергеройская история для поклонников DC.
  21. Serious Sam 2
  22. Несмотря на мультяшность, считаю, что это лучшая игра серии по балансу серьёзности и юмора.
  23. Dishonored 1,2
  24. Лучший stealth-action. Вторая часть чуть слабее, но тоже на уровне. Антураж, мир, геймплей — всё на 5 с плюсом.
  25. Warcraft 3
  26. Нужны ли какие-то пояснения? Классика стратегий.
  27. Remember Me
  28. Трогательная семейная история в обёртке экшена и файтинга. Особо интересны (и геймплейно, и в качестве идей для разработки) отдельные квесты с перемоткой времени.
  29. Deus Ex: Human Revolution
  30. Классическая киберпанк-рпг. Имхо лучшая в серии.
  31. Vampire: The Masquerade – Bloodlines
  32. Очень крутая рпг, несмотря на баги. Куча ветвлений и различное развитие персонажа.
  33. Hitman: Absolution
    Hitman: Blood Money
  34. Для любителей убийств) Тоже классика stealth и action.
  35. Thief (2014)
  36. Не знаю почему, но из серии зацепила именно эта игра. Да, старые игры, может быть, лучше, но тут сошлись картинка, сюжет, геймплей. И для меня эта версия оптимальна.
  37. Unreal tournament 3
  38. Классика стрелялок.
  39. Blood Bowl 2
  40. Спортивная тактика и юмор.
  41. Pyre
  42. Трогательная визуальная новелла с необычным миром, картинкой и геймплеем в стиле американского футбола.
  43. Age of Empires 2
  44. Классика исторических стратегий.
  45. Rise of nations
  46. Аналогично.
  47. Endless Legend
  48. Лучшая альтернатива серии Civilization. Красивая картинка и нелинейное развитие.
  49. Civilization 3
    Civilization 5
  50. Нужны ли объяснения? Пятая, считаю, лучшая по сбалансированности картинки и геймплея.
  51. Empire: Total War
  52. Сражения и развитие государства. Лучшая игра в серии в плане глобальности.
  53. Black and White 2
  54. Симулятор бога. Такого больше нет.
  55. The Binding of Isaac
  56. Рогалик. Приятный, трогательный, надоедливый, что тут ещё сказать?
  57. Crusader kings 3
  58. Симулятор династии правителей.
  59. Prince of persia
  60. Классическая серия. Лучшая — The two thrones. Кровавая — Warrior Within. Сказочная — The Sands of Time.
  61. Overlord 1,2
  62. Симулятор властелина тьмы. За одно это достойна ознакомления.
  63. What Remains of Edith Finch
  64. Трогательная история — симулятор ходьбы.
  65. Firewatch
  66. Аналогично.
  67. Home behind
  68. Интересная концепция рогалика. Плюс трогательная история.
  69. This war of mine
  70. Стиль и сюжет. И процесс выживания.
  71. Frostpunk
  72. Интересная выживалка в вечной мерзлоте. К сожалению, одноразовая. Так как после прохождения все ветвления вариантов развития становятся достаточно очевидными и скучными.
  73. My lovely daughter
  74. Внка. Симулятор создания дочери? Визуальный стиль и сюжет.
  75. Saints row 3,4
  76. Сломанная GTA. За счёт этого намного лучше её.
  77. Sleeping Dogs
  78. Азиатское GTA. Очень крутые рукопашные бои.
  79. Bully
  80. GTA на минималках — в школе.
  81. The Banner saga 1,2,3
  82. Красочная тактика в скандинавском сеттинге.
  83. Red alert 3
  84. Красивая картинка и юмор в классической стратегии.
  85. Starcraft 2
  86. Более красивая, чем первая часть. Но тоже классика.
  87. Faster than light
  88. Идеальный рогалик про космос.
  89. Darkest Dungeon
  90. Жёсткий рогалик и красивый визуальный стиль.
  91. The council
  92. Интересная альтернативно-историческая текстовая интерактивная квестовая игра.
  93. Beholder 1,2
  94. Вторая часть чуть хуже. Но всё равно — тоталитаризм, трагедия и судьба маленького человека в бездушном мире. Симулятор чиновника.
  95. Papers, please
  96. Аналогично. Но на микроуровне.
  97. World of Goo
  98. Интересная головоломка-квест.
  99. This is the police 1,2
  100. Прекрасный рогалик? Вторая часть зациклена на тактических боях, но всё равно интересна.
  101. Republique
  102. Тоталитаризм и stealth с квестами. Замечательно.
  103. Beyond Good and Evil
  104. Старейшая экшен-рпг. Прекрасная.
  105. Psychonauts 1,2
  106. Безумная история о приключениях юного психонавта. Аркада. Таких миров больше нет.
  107. The Dark Pictures Anthology
  108. Не люблю ужасы. Но данная серия весьма интересная в плане интерактивной истории.
  109. Moon hunters
  110. Прекрасный рогалик, несмотря на визуальный стиль.
  111. The curious expedition
  112. Интересный взгляд на рогалик, путешествия и исследования.
  113. Superhot
  114. Лучшая стрелялка. Жаль, короткая.
  115. Heavy rain
  116. Классика интерактивного кино и квеста.
  117. Fahrenheit
  118. Аналогично, несмотря на слегка безумный сюжет.
  119. Wildermyth
  120. Интересный тактический рогалик.
  121. Hand of fate 1,2
  122. Карточный экшен-рогалик.
  123. Sang-Froid: Tales of Werewolves
  124. Канадский tower defense. Оригинально и интересно.
  125. Yes, your Grace
  126. Интерактивная литература такая, какой она должна быть. Несмотря на недостатки.
  127. Heroes of Annihilated Empires
  128. Лучшая смесь RPG и RTS. Жаль, не закончена.
  129. The Elder Scrolls V: Skyrim
  130. Тут можно спорить о конкретной части, но всё остальное в принципе впечатляет.
  131. The Guild 2
  132. Симулятор династии. Не такой глобальный, как Crusader Kings, но в некоторых аспектах более глубокий и интересный.
  133. King's bounty
  134. Альтернатива Героям. Красочный сказочный мир плюс рпг-стратегия. Возрождённая классика (с учётом последних версий).
    Вторая часть
  135. Renowned explorers
  136. Красочный взгляд на путешествия и исследования. Рогалик.
  137. Dead state
  138. Выживалка в зомби апокалипсисе. Строительство и управление базой. РПГ.
  139. The flame in the flood
  140. Выживалка. В чём-то оригинальная, несмотря на баги. Лучшее описание — песня Лозы «Плот».
  141. Prison architect
  142. Строительство ГУЛАГА мечты.
  143. Slay the spire
  144. Увлекательный карточный рогалик.
  145. Rimworld
  146. Строительство базы и выживание.
  147. Oxygen not included
  148. Аналогично, но картинка поинтереснее.
  149. Night in the woods
  150. Трогательная интерактивная история.
  151. Orwell 1,2
  152. Интересна сама концепция Большого Брата в текстовом исполнении.
  153. We happy few
  154. Выживалка в захваченной Англии. Визуальный стиль и идея наркотика по типу фильма Эквилибриум.
  155. Демиурги 1,2
  156. Карточная рпг — классика.
  157. Graveyard keeper
  158. Аналог Stardew Valley. Что лучше: атмосфера, сюжет, юмор и сеттинг. Что хуже: более нудная по гринду.
  159. Don't starve
  160. Приятная выживалка.
  161. Tyranny
  162. Изометрическая рпг с выборами.
  163. Dead cells
  164. Увлекательный рогалик и экшен-платформер.
  165. XCOM: Enemy Unknown
  166. Классическая тактика. Один из лучших представителей жанра.
  167. Human Resource Machine
  168. Обучение программированию.
  169. 7 Billion Humans
  170. Аналогично.
  171. While true: learn()
  172. Изучение нейросетей.
  173. Космические рейнджеры 2
  174. Вообще вся серия. Но вторая часть имхо оптимальная, даже без дополнений.
  175. The saboteur
  176. Париж, захваченный нацистами. За такое можно простить все остальные недостатки.
  177. Reighns
  178. Ифня, как она есть. Аналог Yes, Your Grace.
  179. Age of Wonders 3
  180. Альтернатива Героям.
  181. Тургор
  182. Мрачная игра про цвет. Такое просто надо увидеть.
  183. Мор. Утопия
  184. Мрачная интерактивная история. Такое тоже стоит увидеть.
  185. Механоиды 2
  186. Симулятор автономной боевой машины? Идея, геймплей и сюжет.
  187. Broken Age
  188. Классическая адвенчура от Тима Шейфера.
  189. Dreamfall: The Longest Journey
  190. Тоже классика. Сюжетное трогательное приключение.
  191. Zero Escape: Zero Time Dilemma
  192. Неплохая сюжетная серия головоломок и игр со смертью.
  193. Danganronpa: Trigger Happy Havoc
  194. Несмотря на некоторую нудноватость и затянутость, очень интересные убийства и расследования. В принципе в каждой игре серии есть свои плюсы и минусы.
  195. Party hard 1,2
  196. Когда ещё появится возможность за маньяка поубивать шумных тусовщиков?
  197. Ni no Kuni II: Revenant Kingdom
  198. Для поклонников jrpg.
  199. Ever 17: The Out of Infinity
  200. Классика визуальных новелл.


ИЛ-упражнения: лифт

Технически сложные проблемы — это интересно, но в реальной игре игроку не всегда интересно разбираться в тонкостях симуляции северо-юго-северо-запада, а автору ещё сложнее использовать это в сюжете. Но если хочется сложности, почему бы не взять эти идеи как обычные упражнения для тренировки?

Предлагаю серию упражнений. Их можно попробовать на любой платформе, парсерной или менюшной, но для начала я буду писать про парсеры. Будет интересно. Для начала стоит взять что-то традиционное, поэтому сегодня предлагаю сделать лифт.

Симуляция лифта — это довольно просто: это комната, в которую можно зайти, нажать на нужную кнопку и выйти на этот этаж. Единственная сложность — то, что выход ведёт в разные комнаты, когда нажаты разные кнопки.

И на этом можно закончить, это приличное полезное упражнение, но ведь мы можем усложнить симуляцию!
Читать дальше