Семь мифов интерактивной литературы.

Интерактивная литература (Interactive Fiction) — это игра, где всё происходящее описывается текстом, иначе текстовая игра.

Бытует мнение, что интерактивная литература — это устаревший жанр игр из времён ZX Spectrum. Ну знаете, когда графики было немного, когда любая двигающаяся картинка вызывала вздохи восхищения и замирание сердца. И всё приходилось описывать текстом, даже чтобы перейти из локации в локацию, о ужас!, надо было вводить какие-то слова.
Многие думают, что текстовые игры вымерли с появлением продвинутой графики. Зачем нужна интерактивная литература, если есть ГТА5!?
Но в наше время жанр продолжает жить несмотря ни на что.

Миф первый
Интерактивная литература — это недографические игры, недовизуальные новеллы и вообще какие-то прототипы непойми чего.

Неправда.
Разумеется, далеко не все «авторы» пытающиеся писать в жанре Interactive Fiction понимают его суть. Именно у них, как правило, и выходят «недоигры». Но на самом деле жанр вполне самостоятелен, интересен и уникален. Сравнивать графические игры и текстовые — это примерно, как сравнивать кино и книги. Это просто разные средства передачи информации, далеко не взаимозаменяемые. То, что вы можете выразить в тексте, зачастую невозможно показать видео-картинкой, и наоборот. Хотя, на этой дискуссии сломано много копий, но всё же и кино и литература живут, и вполне себе здравствуют, не воюя, и частично даже дополняя друг друга.
Так и текстовые игры представляют собой интересный и самостоятельный жанр.

Миф второй
Интерактивная литература — это как книга, только с выборами.

Не совсем верно.
Даже такой поджанр Interactive Fiction, как книги-игры, вряд ли можно в полной мере назвать книгами.
Всё же игрок ждёт задействованности в событиях, а не просто наблюдения за повествованием, а это сразу отменяет возможность использования огромных кусков текста. Всё же интерактивная литература — это больше про игры, чем про литературу.

Миф третий
Интерактивной литературой может заниматься любой школьник, научившийся писать и тыкать в клавиатуру компьютера. Текстовые игры — это легко!

Не совсем правда.
Чисто теоретически да, любой может писать текстовые игры. Есть ряд простых движков, не требующих особого навыка программирования. Но не стоит торопиться. Всё же игры остаются играми.
Вам понадобится навык придумывания историй, навык грамотного художественного изложения своих мыслей, навык создания геймплея (да, да, что-то ведь игрок будет делать в вашей игре, кроме того, чтобы читать текст), а так же небольшой навык программирования, чтобы суметь реализовать свою идею.
Как видите, чтобы создавать интерактивную литературу вы должны быть универсалом.
Хотя, можно, конечно, собрать команду: программист, сценарист, художник (если необходим, ведь книги с картинками тоже никто не отменял). Но интерактивная литература тем и хороша, что при должных навыках вы можете делать всё сами, ни на кого не полагаясь, ни от кого не завися, добиваясь того результата, который вы видели в своих мечтах. Ведь, как известно, коллеге свою голову не прикрутишь, и в любом случае он будет представлять игру не так, как вы.

Миф четвёртый
Чтобы заниматься интерактивной литературой нужно быть программистом.

Неправда.
Знаете, я конечно не бюро статистики, но очень мало видела в своей жизни хорошо пишущих программистов. Или программистов-писателей. Скорее наоборот. Технический склад ума не очень-то уживается с желанием и возможностью писать истории. Разумеется, всегда есть исключения.
Но авторы интерактивной литературы скорее гуманитарии, быть может даже с логическим мышлением, освоившие азы скриптовых языков для реализации своих идей.
Нормальный автор Interactive Fiction вряд ли хочет тратить больше 30% (а иногда даже и столько) времени от создания игры на программирование своего детища. Поэтому любые движки «для программистов» заведомо обречены на малое количество авторов и текстовых игр на них.

Миф пятый
В авторы интерактивной литературы приходят люди, которые не смогли стать писателями, потому что не умеют хорошо писать.

Неправда.
Писателю очень сложно придумать игру, он мыслит другими категориями. Его идеи статичны, и уж скорее он пойдёт в жанр визуальных новелл, но не в интерактивную литературу. И если вы пришли к текстовым играм, то скорее всего вы думаете не линейными сюжетами, а целыми деревьями и паутинами. Вы хотите играть в свои истории, а не наблюдать за ними со стороны.

Миф шестой
В авторы интерактивной литературы приходят люди, которые хотели бы работать в большом геймдеве, но ничего не могут, поэтому решают делать так, как проще.

Отчасти верно.
Такие люди действительно приходят, но как правило ненадолго. Они делают одну игру, потом много ноют, испытывая внутренний диссонанс от несовпадения желаний, возможностей и результата. Потом, возможно, делают ещё одну игру или несколько, потому что творческий потенциал всё равно куда-то девать надо. Но, в конечном итоге, уходят в небытие свершать свои мечты другими способами.

Миф седьмой
Интерактивная литература — это устаревший жанр, который никому не нужен.

Не знаю, погуглите в стиме «текстовые игры» и вы найдёте их.
Думается мне, что кризис жанра происходит не от его никчёмности, а от авторов, которые в него приходят.

Если вы всё ещё учитесь в школе, и у вас тройка по русскому языку — не пишите интерактивную литературу.

Если вы хотите в большой геймдев и прётесь от Скайрима, не представляя себе, как можно переться от текстовых игр (да ещё и без картинок!!!) — не пишите интерактивную литературу.

Если вы программист, желающий делать игры, но не способный сочинить сколь-угодно законченный сценарий — не занимайтесь интерактивной литературой. Разве что сугубо в роли программиста, в команде, где кто-то умеет выражать мысли художественным текстом.

Если бы все эти люди последовали моему совету — жанр был бы чище и светлее, и верю, родил бы массу интересных произведений.

Пишу всё это, потому что люблю текстовые игры и вижу их значимость, интересность и уникальность. И надеюсь, что даже если сейчас вы не разделяете моей любви к жанру, то когда-нибудь поймёте насколько интересной бывает интерактивная литература.

Спасибо за внимание.

Похожие публикации

7 комментариев

lukyuk
Сильно напоминает вторая часть «Вредные советы». Типа «ничего не делайте если ничего не умеете, а то вдруг чему-нибудь научитесь и что-нибудь сделаете. Мы когда то понаделали всякого, а тут вы ещё прётесь со всяким своим. Отлезьте. Вас тут не стояло.»
Ajenta
Нет. Посыл не такой. Тут о том, что если вам не нравится то, что вы делаете, то не делайте это. Зачем писать книги, если вас не прёт с написания книг и вы не любите их читать? Но ок, если вы так поняли пост, значит мой косяк, я неправильно выразила мысль.
spline
Я тоже именно так прочитал эту мысль. Типа, если ты технарь, то лучше и не браться.
Ajenta
Просто очень много приходит людей, которые считают, вот я щас запрограммлю песочницу, без текста, без сюжета, без всего, и вообще мне навыков программирования одних хватит, чтобы сделать чудесную текстовую игру. Ну и… ладно, если эти люди вообще хоть один проект заканчивают. Тут скорее имелись ввиду те.к то ставит программинг во главе угла, забывая про всё остальное. И ещё, эти люди, как правило, в текстовые игры и не играли даже никогда. :)
Irremann
>Технический склад ума не очень-то уживается с желанием и возможностью писать истории. Разумеется, всегда есть исключения.

Тысячи инженеров и ученых писателей-фантастов смотрят на тебя с улыбкой. Творчество есть творчество. У тебя или есть в этом потребность или нет.
Ajenta
Главное, чтобы эта потребность была, да.