ТУМАН (Виталий Блинов)

Я помниться подумал, что когда начнется масленица, надо будет непременно сесть и поиграть в игру Блинова, разобраться, пройти, обдумать и проанализировать. Но как-то не сложилось. Запустил, немного поиграл — закрыл, запустил, еще немного поиграл — опять закрыл и так далее. Так что предупреждаю заранее — перед вами не потребительская рецензия и не критический этюд, скорее попытка провести эмпирическое исследование.

ГИПОТЕЗА ПЕРВАЯ: СУБСТРАТ

Рискну предположить, что воссозданная в игре история происходила на самом деле, фотографии сделаны автором, а странность ее структуры легко объясняется тем, как наши мысли, впечатления и фантазии сплетаются с реальностью, образуя единое целое в виде литературного произведения. Впрочем происхождение материала не так и важно. Будем считать, что случай не уникальный.

Пример: Спонтанная прогулка Джонатана Боакса на заброшенную железнодорожную станцию послужила толчком для создания целой серии мистических квестов.

ГИПОТЕЗА ВТОРАЯ: ЭКСПЕРИМЕНТ

Я отчетливо представляю себе как Виталий Блинов в лабораторном халате задумчиво жует палочку лимонной лакрицы, склонившись над монитором. Он наблюдает, изучает метрики, делает какие-то выводы и записывает их в блокнот. Ну а чем еще прикажете заниматься автору в год крысы? Да, да, да, мы те самые пузатые, усатые, хвостатые грызуны, работающие на благо интерактивной литературы (по крайней мере я очень на это надеюсь).

Перед нами эксперимент, сути которого я к сожалению пока не понял. Почему эксперимент? Хотя бы уже потому, что нас заставляют несколько раз проделать почти один и тот же путь (серия), потому что нас не посвятили в суть происходящего и наконец потому, что наша конечная цель получить некий результат (выбраться из бесконечного лабиринта). Вы можете пойти в одном направлении или в другом, это почти ничего не меняет. Или меняет?

Признаюсь честно — мне не удалось пройти «Туман». Я старался, но не вышло. Почему я так и остался в лабиринте дремать в одном из отнорков расскажу немного позднее.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВСКРЫТИЯ

В один прекрасный момент я не выдержал и открыл инструменты веб разработчика, что бы посмотреть скрипты. От увиденного я не стал ни богаче, ни мудрее. Есть миниатюрный движок, написанный под свои нужды, есть вспомогательная структура для работы с графикой и сам файл истории, который не дает почти никаких ответов. В общем посмотрите сами, если хотите. Возможно это часть эксперимента. Не знаю.

ЧТО ТАМ У МЕРЗКОГО ХОББИТСА В КАРМАНЦАХ?

Игру мне пройти так и не удалось, но у меня есть теория о том, что надо сделать для того, что бы увидеть финал. Итак допустим, что есть скрытые задачи, поставленные перед испытуемым. С одной стороны они очевидны, с другой нет. Мы должны догадаться, что лежит в коробке и выбрать такие ответы, что бы это стало очевидно. Все. Но у меня не выходит. Перебирать варианты желания нет.

НЕГЛУБОКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

А теперь о причинах побудивших меня сдаться и забросить игру. Сначала упомяну косвенные — это усталость и недостаток терпения. Уставший непоседа, что может быть хуже для автора? Теперь перейдем к главному.

ОФОРМЛЕНИЕ

Красивые фотографии, это хорошо, вот только этого мало для того, что бы создать особую атмосферу всем известного места — все мы хоть раз в жизни гуляли вдоль ЛЭП и понимаем, что чего-то не хватает. Нужно звуковое оформление — «пение» проводов, мягкий звук капель в мокром лесу (ведь совсем недавно прошел дождь). И не надо забывать о том, что туман преображает звуковую палитру. Это важно. Я понимаю, как сложно найти такой амбиент или хотя бы отдельные файлы для его синтеза, причем бесплатно, но отсутствие этого элемента портит общую картину. Из за этого я не верю.

ДОЧЬ СКРЫТАЯ В ТУМАНЕ И СТЕРТАЯ ИЗ ПАМЯТИ ОТЦА (ИГРОКА)

Тут у меня есть две теории.

Первая — это сделано преднамеренно. Возможно эта девочка не реальна, она вымысел, именно этим и объясняется аморфность ее образа. Просто стереотипный ребенок и все. Она декорация, созданная для того, что бы игровая задача выглядела естественной в контексте происходящего.

Вторая — поскольку толчком для создания этой истории послужило реальное событие, личность дочери (некой маленькой девочки) уже есть в голове автора и не нуждается в проработке. Но у меня-то, игрока, этого образа нет — я здесь гость.

Давайте обсудим разные ЗА и ПРОТИВ. С одной стороны есть же у читателя фантазия, так пусть и нарисует себе симпатичную дочурку по своему вкусу. С другой стороны, на этот раз литературной, нас всегда учат не отделываться общими, размытыми формулировками, образами.

Пример: Не пишите, что перед читателем (игроком) дерево. Пишите что перед ним — дуб, осина, сосна, ель, рябина, тополь, ива, клен, ясень и пр. Простите, что я привожу в пример деревья в контексте разговора о людях, но это просто самый распространенный пример писательской небрежности, вошедший в учебники.

И когда я говорю про аморфность девочки, то не призываю Виталия писать про длинные светлые волосы, заплетенные в тугие косы, про курносый нос, серые глаза и ямочки на щеках, нет. Я хочу увидеть не внешность, а характер, то есть внутренний индивидуализм. Психологи правда утверждают, что ребенок всего-лишь зеркало, губка впитывающая мир, блеклая копия пока еще лишенная индивидуализма, но что-то ведь это зеркало отражает, что-то эта губка в себя впитала.

Стивен Кинг в далеком 1980 году написал повесть «Туман». И так удачно совпало, что там есть Девид и его маленький сын Билли. Как же всем известный писатель справляется с поставленной задачей превращения безликого статиста в человека? А давайте посмотрим. Сравним эти два тумана.

1). У ребенка из кинговского «Тумана» есть имя — Билли и возраст — ему пять лет. Это уже кое что. Идентификатор. У дочки главного героя ЗОКовского «Тумана» имени нет и возраст можно определить лишь приблизительно.
2). Девид Дрейтон не безлик. Он художник, отец, супруг. Но это важно для классической литературы, а не интерактивной, где игрок зачастую ассоциирует себя с главным героем и замещает своей личностью оболочку пластичного фантома.
3). На самом деле мне довольно сложно набрать цитат из книги американского писателя так, что бы проиллюстрировать свою мысль, но достаточно расставить акценты и прочитать всего две главы, что бы понять о чем я говорю. Чисто в целом Билли обычный пятилетний ребенок, но мы непрерывно чувствуем с собой рядом живое существо, а не упоминание о том, что оно номинально присутствует. Да, у Блинова тоже есть нюансики такого рода, но их преступно мало.

ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ «ТУМАН»

Мы посмотрели друг на друга и расхохотались, стоя под яркими лучами
утреннего солнца. Я поставил пилу на бетонированную площадку у крыльца и
поцеловал Стефф.

— Не надо, — прошептала она. — Билли…

В тот же момент он выскочил из-за угла дома.

— Папа! Папа! Иди посмотри…

Стеффи заметила оборванные провода и закричала, чтобы он был
осторожнее. Билли, бежавший достаточно далеко от них, остановился и
поглядел на свою мать так, словно она сказала какую-то глупость.

— Все в порядке, мама, — произнес он тем самым тоном, каким люди
обычно успокаивают очень старых и глупых, и двинулся к нам, демонстрируя,
что с ним действительно все в порядке.

Я почувствовал, как Стефф задрожала.

— Не волнуйся, — сказал я ей на ухо. — Я его предупредил.
— Да, но людей постоянно убивает током, — сказала она. — По
телевизору все время предупреждают про оборванные провода, но люди…
Билли, немедленно иди домой.
— Да ладно тебе, мам! Я хочу показать папе лодочный сарай. — Глаза
его просто лезли из орбит от возбуждения и обиды. Преисполнившись ощущения
апокалипсиса, принесенного бурей, он хотел теперь им поделиться.
— Иди домой! Эти провода опасны и…
— Папа сказал, что им нужна земля, а не я…
— Билли, не спорь со мной!
— Я сейчас приду посмотрю, малыш. Ты пока беги. — Я почувствовал, как
напряглась Стефф. — С другой стороны дома.
— Ага. Ладно.

Он пронесся мимо нас, перескакивая через две ступеньки по лестнице,
огибающей дом с западной стороны. От бега рубашка вылезла у него из брюк,
когда он скрылся за углом, и вскоре оттуда донеслось еще одно «О-о-о!»,
свидетельствующее о том, что он обнаружил новые следы разрушения.


ИТОГ

Я прибежал словно пес на свалку, разорвал мешки с мусором и с жизнерадостным тявканьем убежал за проезжавшим мимо велосипедистом. Вот такое вот дурное воспитание. «Туман» заставил меня задуматься, но не помог понять происходящее, то что осталось за кадром. Мне кажется, что писать на эту игру рецензии бесполезно, возможно это когда-нибудь сделает сам автор с разбором всего того, что он спрятал под скатертью. А может это просто артхаус, как и написано в описании. Но если это артхаус, то где шок, где эстетически прекрасная бессмыслица, выдающаяся игра актеров, все то, что свойственно этому жанру?

Мне пора — молочник идет, надо его облаять. Гав!

Нет комментариев