«Собери себя — эксперимент»: «Я покажу тебе, сколь глубока кроличья нора»

В рамках КРИЛ-2017 Drag'ом была выпущена игра «Собери себя — эксперимент», которая, судя по названию, вполне открыто позиционируется как экспериментальное произведение. Эксперименты ради поиска чего-то нового — это хорошо, но, к сожалению, игроки уж слишком часто оказываются их жертвами, поэтому с такими играми всегда надо быть настороже.

КРИЛу как-то последнее время везёт или «везёт» с психоделическими играми, использующими большое количество странных образов. Подобные игры — это всегда лотерея на основе личных ассоциативных связей игроков, если они вдруг срабатывают, то произведение цепляет. Возможно авторы пытаются так набрать дополнительных очков, ну или же сублимируют что-то сугубо личное, а мы просто подсматриваем через «дырку КРИЛа». Так или иначе, мы тут про игры, а не про кухонный психоанализ, поэтому к ним и перейдём.

ах ты рибёнак, на тибе манный каща,
у нас есть мамаща еще папаща,
што хочещь ат мене ты натаща?
твой рэйс дубай да свидания,
твой рэйс дубай да свидания,
ала ты кто такой давай до свидания!
давай, иди, гуляй да свидания!



Сюжет игры


Сюжет игры представляет собой вариацию на тему очередного попаданца, правда не в прошлое, а в будущее (по крайней мере, так утверждают местные твари). Вместе с перемещением в новый мир главный герой отхватил стандартный набор из амнезии. В общем вполне типовой случай.

В прошлом на Земле произошло что-то нехорошее и некое существо, встреченное главным героем в самом начале, даёт пространную установку прогуляться по миру и разобраться. Мир выглядит довольно психоделично, хотя главный герой воспринимает это как должное, что вызывает в его отношении некоторые подозрения.

Однако нет, это не сплошная «наркомания», а скорей своеобразное иносказание, так как в странностях мира часто угадываются вполне узнаваемые образы и абстракции с отсылками к конкретным понятиям. То есть да, при пересказе это может звучать странно, но если читать самостоятельно, то выглядит не так уж глупо, хотя и своеобразно.

Литературная составляющая


Текст игры написан в специфической нарочито небрежной манере, часто самоироничной или подтрунивающей над некоторыми клише. Ну что-то вроде такого:

«Вы обнаружили вокруг себя комнату, которую не помните, бла-бла-бла, в незнакомом мире.

«Хм, как же банально ничего не помнить о произошедшем. Хотя ладно, пренебрегу бесполезными размышлениями, осмотрюсь лучше.»

То есть автор специально дистанцируется от претензий на высокую литературность, что может кому-то и не понравится, но, в отличии от откровенной безграмотности вроде «накатывая лицо в слезах», вполне может претендовать на особый стиль.

Впрочем, местами текст всё-таки режет глаз не очень грамотным использованием отдельных слов не из «пиджин словаря», которые употребляются не совсем в том значении, которое они имеют в современном русском языке:

«Пройдя сквозь темноту, вы встретили не самую лицеприятную компанию...»

Но такого не очень много, так что сильно топтаться по тексту с учётом всех допусков в РИЛ особенно не за что. Если общий антураж игры понравится, то специфику текста можно пережить без особых проблем, если, конечно, вы не маньяк-филолог.

Игровая механика


По геймплею игра представляет собой достаточно простое интерактивное повествование в CYOA-стиле. Однако она старательно пытается обеспечить нелинейность практически в каждый момент времени хотя бы за счёт двух вариантов. Автор заявляет о 10 возможных концовках, так что любителям проходить разные ветки есть, где разгуляться. Лично я всё не проверял, так как мне подобные игры быстро наскучивают, но это я, а у вас могут быть свои пристрастия.

В «Собери себя — эксперимент», помимо простых выборов, также есть миниигры, правда часто они представляют собой просто «угадайку», то есть вопрос с вариантами ответа, который вам задаёт один из персонажей. В общем что-то типа ряда пазлов в «Вокзальных портретах», хотя в остальном эти игры мало похожи.

Варианты поведения даже порой позволяют отыгрывать конкретную роль персонажа, типа «хамло» или «хороший мальчик». И это даже будет способствовать некой модификации сюжетной линии, по которой пойдёт повествование, хотя и нельзя сказать, что модифицируемость сюжета уж очень сильная.

Впрочем ёмкость мира в игре достаточно большая, так что можно и просто побродить:

«В центре наша башня, радиально вокруг нее располагаются 7 кварталов: Гнева, Похоти, Лени, Зависти, Обжорства, Гордыни, Жадности. Каждым управляет одноименная черта, их там почитают за королей и королев.»

В общем это достаточно несложная CYOA-игра с периодическими загадками, а также нелинейным сюжетом, ну и представленная в немного своеобразном сеттинге, хотя и не без некоторого вкуса.

В итоге


Не могу сказать, что я в восторге, но некоторые идеи или хотя бы попытку их реализации я всё-таки оценил. Откровенно говоря, лично мне игра довольно быстро наскучила, но я человек, измученный парсерами, а у нас всегда синдром беспокойных рук, так что если постоянно не стучать по клавиатуре, что-то вводя, то мы быстро спекаемся.

Если говорить об общих ощущениях, то чем-то «Собери себя — эксперимент» напоминает «Приключения Алисы» Кэрролла или «Удивительного волшебника из страны Оз» Баума. Это тоже некоторый абсурдистский мир, но в действительности с вторым смысловым уровнем, с рядом аллюзий и интертекстом. Игра, конечно, по степени проработки мира и глубине замысла с этими произведениями сравнения не выдерживает, но вот в некотором первом приближении она как раз что-то вроде них. Поэтому если подобное вам близко, а литературные особенности вас не отпугнули, то можете попробовать. Эта игра совсем не гениальна, но в своём роде небезынтересна.

Ссылка