«Ученик мага»: что такое хорошо и что такое плохо

15 мая 2017 года в рамках «Паровозика 3« вышла игра «Ученик мага» под авторством Алика Гаджимурадова (Alkor), являющаяся его дебютом. Это довольно компактная парсерная игра, однако имеющая один примечательный момент, а именно нетипичный способ прохождения, который пренебрегает традициями и жанровыми условностями большинства квестов, смещая фокус с комбинирования предметов на соблюдение моральных норм. Тем не менее, в общем и целом это вполне классическое текстовое приключение, специфичность которого станет понятна лишь к концу игры.

Ещё «Ученик мага», насколько я понимаю, первая полноценная игра, написанная с большим объёмом кодогенерации посредством «Конструктора» от Антона Ласточкина. Не стоит тешить себя надеждой, что при его помощи любой желающий сможет написать похожую игру без прямого программирования на языке TADS, но вот облегчить желающим процесс создания комнат и предметов в них данный инструмент вполне может. Это ещё не ЯРИЛ с его мышкокликальным процессом написания парсерной игры, но частичное движение в этом направлении, позволяющем облегчить процесс создания парсерных игр для неопытных или просто ленивых людей. Впрочем, давайте вернёмся к игре как таковой.

Сюжет игры


Вы являетесь тем самым учеником мага, причём находитесь в самом начале своего обучения. Ваш учитель пока не очень обременяет себя педагогической работой, преимущественно используя вас как мальчика на побегушках. Однако в один прекрасный день вы случайно подслушиваете разговор наставника, который, треплясь с кем-то по магическому варианту беспроводной связи, рассказывает о том, что ему удалось добыть философский камень. После этого, в момент отсутствия учителя вы обнаруживаете, что его лаборатория по случайности осталась незапертой, после чего решаете заглянуть туда и разобраться, что к чему, а может при случае и разжиться чем-нибудь полезным, ну хотя бы философским камнем.

Игра начинается как раз с того момента, когда вы пробрались в лабораторию учителя и стоите посреди помещения с трясущимися коленками, но с готовностью не уходить оттуда с пустыми руками.

Между прочем, автор пролил бальзам на душу тех, кто не любит больших портянок текста в начале игры, просто спрятав всё вступление под опцию. По команде «введение» вы можете прочитать предысторию, но можете и просто ввести «старт», чтобы без всех этих бла-бла-бла перейти к игре. Пожалуй, некоторым авторам имело бы смысл взять это на вооружение в той или иной форме, чтобы не делать ни в чём не повинных игроков жертвой своей необузданной литературной сублимации.

Для ориентира, лично я прошёл игру примерно за 20 минут и 130 ходов. Причём, несколько десятков ходов было обусловлено чисто техническим изучением игры, так как это был бета-тест. Минимальное же количество команд, необходимое для прохождения игры, — 11. То есть «Ученик мага» — это совсем маленькая игра буквально на пол часа максимум.

Литературная составляющая


Сделать из прохождения парсерной игры связный литературный текст довольно сложно, хотя с разной степенью успешности это пытаются делать многие. Пожалуй, начиная где-то с конца девяностых эти попытки стали предприниматься даже слишком часто, в итоге несколько задвинув классическую форму парсерных игр, что нравится далеко не всем игрокам, чьи вкусовые предпочтения осознанно остались на стороне игр эпохи восьмидесятых и первой половины девяностых годов.

«Ученик мага» также явно пытается рассказывать литературную историю и во многих местах можно наткнуться на куски полноценного повествования, добавляющего отдельные краски сюжету, а не просто сухие описания предметов. Впрочем, сказать, что эта игра является полноценным рассказом, наверное всё-таки нельзя. Она, в первую очередь, всё же текстовый квест. Не знаю, хотел ли автор добиться эффекта полноценного литературного произведения, но в любом случае это в полной мере, на мой взгляд, не получилось, ну да и чёрт с ним. К счастью, лично я как раз отношусь к тем, кто предпочитает классические текстовые приключения и, например, не считает какую-нибудь Photopia (рус. «Фотопия») круче, например, даже просто Deep Space Drifter (рус. «Бороздящий просторы вселенной»).

Игровая механика


«Ученик мага», как уже было сказано выше, по началу выглядит как обычная классическая парсерная игра. Всё прохождение построено исключительно на стандартных глаголах RTADS, так что тут даже не требуется особой фантазии и при должной упёртости игру можно пройти просто грубой силой, даже если понять логику не получилось.

В общем и целом парсер написан неплохо, то есть без серьёзных ошибок, типа упоминания в описаниях несуществующих предметов. Однако есть пара моментов, которые можно поставить в упрёк:

Во-первых, в нескольких местах игра оказывается слишком бескомпромиссна, убивая главного героя с минимальными предупреждениями или вообще без них. Так, не восприняв довольно расплывчатые воспоминания о запрете всерьёз, можно сгореть в синем пламене, ну или в другом случае, не оказавшись достаточно прозорливым, можно проиграть, изобразив из себя шашлык, насаженный на острый предмет. То есть нельзя сказать, что «Билль о правах игрока» в «Ученике мага» соблюдается достаточно педантично.

Кликабельный спойлер с подробностями.
> читать книгу
Едва ты открыл книгу, как из неё вырвалось пламя мгновенно охватившее рукава твоей мантии…

> взять камень
Не успел ты сомкнуть пальцы на камне, как раздался тихий шелест и тебе в грудь вонзилась стрела…


Во-вторых, есть спорный момент с переходом из первой локации во вторую, когда схожие по смыслу две группы глаголов дают разный результат: в одном случае демотивирующий игрока в отношении дальнейшего взаимодействия с предметом, а в другом — открывающий проход в следующую локацию.

Кликабельный спойлер с подробностями.
> поднять ковёр
И зачем он тебе нужен, дома на стенку повесишь?

> сдвинуть ковёр
Ты дёрнул край ковра, под ним обнаружился едва заметный люк.



В этом отношении игра может вызвать недовольство многих игроков и, пожалуй, вполне оправданное. Однако если с этими трудностями игрок сможет справиться, то других серьёзных проблем у него возникнуть не должно.

Тем не менее, самый примечательный момент не в том, как собрать все предметы или открыть все локации, а в том, как же всё-таки пройти игру, так как здесь игрок может столкнуться с неожиданным для себя поворотом. Откровенно говоря, лично я прошёл игру случайно, наткнувшись на победную концовку скорей неосознанно, когда пошёл перекапывать карту ещё раз. Подозреваю, у большинства игроков ситуация будет такая же.

Моральный аспект


Некоторое время назад, в пятом выпуске подкаста INSTEAD был поднят вопрос аморальности традиционной игровой механики квестов, подразумевающей фактически воровство предметов (с 23:07 до 31:10):



На мой взгляд, вряд ли этот вопрос можно всерьёз обсуждать в отношении игр, имеющих возрастной рейтинг от 12+ и выше. К такому возрасту любой ребёнок с сохранным интеллектом и адекватным воспитанием уже должен понимать соответствующие моральные нормы и уметь разделять условность игрового мира и реальность. То есть наверное квесты с «воровством», действительно, не стоит давать совсем маленьким детям, но, начиная лет с 12, отсутствие у ребёнка понимания неприемлемости воровства и демаркации между игровым и реальным миром явно относится уже к проблемам воспитания или психики, а не к проблемам игровой индустрии.

В конце концов, те же бравые мушкетёры Дюма, которые были кумирами многих детей и вполне официально воспевались как образец для подражания, при здравом рассуждении довольно мерзкие типы, которые без стеснения рассуждают, с какой падкой на мужчин дамы стрясти деньги на собственное содержание, а также фактически занимаются борьбой с официальными органами правопорядка в виде гвардейцев кардинала, устраивая пьяные дебоши в кабаках и драки на улице. Тем не менее, никто не поднимает вопрос, что данная книга вредна для неокрепших детских умов. То есть литературная условность и акценты в сюжете дают некоторый допуск в таких ситуациях. С формально неблагонадёжными действиями в текстовых играх, на мой взгляд, всё аналогично. Главное — это общий посыл всего произведения, хотя при желании обгадить можно всё, что угодно.

С произведениями, содержащими более серьёзные темы, такие как насилие, сексуальные отношения, тему фашизма (особенно с возможным элементом, способным вызвать сочувствие соответствующим идеям) и пр., разговор отдельный, который вряд ли здесь уместен. Можно лишь порекомендовать авторам игр ознакомиться с возрастной классификацией информационной продукции в России, так как, к сожалению, даже те авторы, которые задумываются над возрастным рейтингованием своих произведений, часто демонстрируют неправильные представления об этом вопросе. Многие игры, известные в РИЛ как очень добрые и пропагандирующие высокие моральные ценности, в действительности из-за сюжетных особенностей пройдут только по рейтингу 12+ или даже 16+, хотя сами авторы позиционируют их существенно ниже.

Возвращаясь к «Ученику мага», можно сказать, что данная игра вполне способна пройти по рейтингу 0+, то есть «для детей, не достигших возраста шести лет». Правда вот в парсеры в основном играют дети примерно 35+.

Пройти «Ученика мага» можно как раз только отказавшись от противоправных действий и фактически вернув все взятые предметы на свои места. К сожалению, это уже происходит автоматически, так что до абсолюта данная идея не доведена, и игроку не надо будет решать ещё кучу пазлов, заключающихся в том, как бы исправить предшествующие плохие поступки. Если бы подобная игровая механика была реализована, то данное произведение вообще бы стало знаковым.

Завершая эту тему, хотелось бы, во избежание скандалов, отметить, что лично я играл в «Ученика мага» ещё в конце марта 2017 года, то есть за несколько дней до выпуска подкаста INSTEAD, так что не стоит считать данную игру каким-то изощрённым троллингом участников того подкаста. Это просто совпадение и не более того, а брать чужое без разрешения, действительно, плохо, надеюсь, вас этому научили ещё в детстве, а текстовые квесты не смогли вас испортить и превратить в клептомана.

Играть или не играть?


Обычно рецензии на игры читают с целью получить ответ на вопрос, вынесенный в заголовок.

В случае «Ученика мага» я бы сказал, что игра вряд ли будет интересна тем, кто не очень любит парсеры. Да и среди любителей парсерных игр она скорей примечательна просто как один из немногих новых русских парсеров, каждый из которых, к сожалению, является событием.

Обозначенный момент с нетипичным способом прохождения через осознание того, что такое хорошо, а что такое плохо, скорей просто небольшой примечательный факт, чем что-то такое, из-за чего стоит бросить все дела и бежать играть в «Ученика мага».

Если вы любите парсерные игры и у вас есть 20-30 минут свободного времени, то поиграйте. Игра в целом неплоха. Пожалуй, именно так её и можно охарактеризовать.

Загрузить игру «Ученик мага» можно по ссылке из первого поста соответствующей темы iFiction.ru. Отдельно отмечу, что GAM-файл может быть запущен на любой современной операционной системе, в том числе *NIX, например, посредством QTads.

3 комментария

vvb
Похоже автора рецензии больше заинтересовал аспект «воровства предметов» в квестах чем игра. Этому аспекту уделена треть обзора, где разными красивыми словесными оборотами и выкрутасами мусолится одна мысль, что типа «не надо было обговаривать это вообще». Может быть и не надо было. Но я счёл нужной её поднять. И я рад как Пётр ответил.
Больше обзоров игр, меньше критики подкастов, господа. Хотите «правильный» подкаст? Запишите его сами.
Nikita
А вам не приходит в голову мысль, что мне подкаст наоборот понравился или, как минимум, показался интересным, раз я даже продолжил обсуждение поднятых в нём тем?
Возможно вам это трудно понять, так как вы явно болезненно воспринимаете любое несогласие с вами, но мне может нравиться и быть интересно даже то, с чем я несогласен, если форма представления альтернативного мнения адекватна и присутствует его аргументация.
Ввиду такой вашей очередной реакции, мне было бы интересно услышать ваш ответ на ваш же вопрос в том подкасте, касательно возможной чрезмерной конфликтности отдельных представителей сообщества. Что же вы сами об этом думаете?
Wol4ik
Свернуть вступление в опцию у меня не получится, но я думаю на функцией «промотать», которая включится после первого проигрыша или выигрыша. Во вступлении у меня ряд важных выборов и переменные, которые повлияют на непосредственно игровую часть игры. Пока не знаю как лучше сделать…