«Подпольный военный»: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»

В рамках КРИЛ-2017 Drag'ом была выпущена игра «Подпольный военный», обращающаяся к реальным историческим событиям в своём сюжете. С одной стороны, это можно считать глотком свежего воздуха в атмосфере бесконечных фэнтезийных и фантастических произведений, но, боюсь, всё не так уж однозначно.

Обычно, когда автор обращается к конкретной исторической тематике, у него есть конкретная мотивация в виде дополнительных идей, раскрыть которые невозможно вне выбранной для сюжета эпохи и местности. Этим-то и хороши исторические художественные произведения. Однако с ними в русскоязычной интерактивной литературе, к сожалению, серьёзные проблемы, но насколько ситуация улучшилась после появления «Подпольного военного» это не такой уж простой вопрос. Ну или наоборот, очень простой, как посмотреть.

Steh auf, steh auf, du Riesenland!
Heraus zur großen Schlacht!
Den Nazihorden Widerstand!
Tod der Faschistenmacht!

Es breche über sie der Zorn
wie finstre Flut herein.
Das soll der Krieg des Volkes,
Der Krieg der Menschheit sein.



Сюжет игры


Вы что-то типа военного, хотя с не очень понятным статусом, и находитесь где-то в местности на направлении наступательного удара войск Вермахта. Далее вы попадаете на оккупированную территорию и действуете уже там в отрыве от основных сил и непосредственного командования.

Конкретный сюжет может развиваться по-разному, но, по большому счёту, всё является просто довольно бестолковым копошением в этих общих рамках. Ну а «подпольный военный» — это просто такой условный эвфемизм для партизана.

В целом, да, игра формально про Великую Отечественную войну, но говорить о не просто исторической достоверности, но даже об удачной стилизации или хотя бы общей логической правдоподобности, к сожалению, совсем не приходится. Да и сам автор использует термин Вторая мировая война, к тому же в неправильном написании («2 Мировая война»), что, наверное, лишний раз подчёркивает всю бездну некомпетентности в выбранной исторической тематике даже просто на уровне минимальной эрудиции.

Литературная составляющая


История рассказана довольно небрежным блёклым языком с часто встречающимися стилистическими ошибками, типа «Так вот эти полицаи и заставляют нас называть такое название». Часть подобных фраз произносится персонажами игры, так что можно было бы списать огрехи языка на попытку раскрытия их характеров, но в реальности такой грани в тексте не чувствуется. То есть нет чёткого разделения на грамотный язык автора и неграмотный язык отдельных персонажей, так что, по всей видимости, это объяснение здесь неуместно.

Вместе с этим, в речи героев часто попадаются слова, которыми в ту эпоху просто не разговаривали, поэтому в литературном смысле погружения в эпоху ожидать не стоит. Впрочем, по сюжетным событиям погружения тоже не будет. Если только к таковым не относить некоторые клише, судя по всему, непроизвольно пробравшиеся из современной повестки дня:

"…выявили и расстреляли евреев не без помощи украинцев, перешедших на сторону фашистов."

Хотя в следующем предложении автор видно спохватывается и сглаживает:

«Там не только украинцы были, еще и русские затесались.»

Судя по всему, это как раз одна из попыток подобными деталями выполнить стилизацию под историческую эпоху и происходившие в ней события, как их представляет автор, но попытка выглядит не очень удачной, да и генезис коллаборационизма больше завязан на иные факторы.

В общем, если в «Собери себя — эксперимент» небрежный язык смотрелся до определённой степени даже органично, то в «Подпольном военном» он скорей просто вызывает раздражение, также подкреплённое исторической недостоверностью и общей бестолковостью происходящего в рамках логики выбранной исторической канвы.

Игровая механика


«Основные задачи партизанских действий: разрушение тыла противника, уничтожение его штабов и других военных учреждений, разрушение железных дорог и мостов, поджог и взрыв складов и казарм, уничтожение живой силы противника, захват в плен или уничтожение представителей немецких властей.»
(Приказ Народного комиссара обороны СССР И. Сталина № 00189 от 5 сентября 1942 г. «О задачах партизанского движения»)

В описании автор особо напирает на то, что эта игра является рекордсменом по размеру на платформе «Аперо». Так ли это я не проверял, но даже если это правда, то в моих глазах это очков игре не добавляет, особенно с учётом того, что она стала надоедать мне намного раньше конца хотя бы одной сюжетной ветки, коих здесь несколько.

По механике это CYOA в виде скорей просто интерактивного рассказа, к которому сбоку приделан примитивный инвентарь. При этом, много абзацев, в которых выбор был бы логичен, заканчиваются просто безальтернативным вариантом типа «далее», а в других местах, где выбор есть, он либо не очень логичен, либо же его варианты приводят не к тем последствиям, которые ожидаются от всего предшествующего текста и названия выбора.

То есть игра, действительно, достаточно объёмная и имеет нелинейный сюжет, но вот сам процесс прохождения по этому сюжету довольно скучен и страдает от недостатка внутренней логики.

Кроме того, просто даже сюжетные повороты или поведение персонажей часто совсем не вписываются ни в логику предшествующего сюжета, ни в общую логику происходящего. Например, считается, что раненному красноармейцу, внезапно появившемуся в оккупированной немцами деревне, достаточно заручится словом одного селянина, что он его внебрачный сын, чтобы снять большую часть вопросов о том, кто он вообще такой и что здесь делает, после чего относительно свободно шататься по территории, сверкая повязкой на голове, ну и профессиональной гематомой на плече, которую может проверить любой минимально опытный человек. Ну и такое там сплошь и рядом, что для художественной условности представляется всё-таки перебором.

В итоге


Это не совсем дно, но одно из тех страшных приведений из подвалов КРИЛа, периодически оглашающих окрестности РИЛ своими нечленораздельными криками. Автор написал довольно глупую, а местами откровенно тупую игру с проблемами даже в общей логике происходящего, да к тому же выбрал для этого конкретные исторические события, но полностью провалил стилизацию под эпоху и соблюдение исторической достоверности. С учётом этого лично для меня вообще осталось непонятной мотивация привязки к Великой Отечественной войне, так как если подобная привязка выполняется, то это должно давать сюжету и игре какую-то дополнительную ценность: освещение реальных исторических событий, доскональное соблюдение достоверности быта или каких-то иных процессов, ну или хотя бы просто погружение средствами языка изложения. Ничего из этого автором сделано не было, а всё описанное можно с успехом просто переписать на оккупацию человечества инопланетянами, заменив ключевые слова, что только бы сделало игру лучше, сняв некоторые логические неувязки.

РИЛ, на мой взгляд, очень нужны хорошие игры с качественным погружением в те или иные реальные исторические события, но, к сожалению, мы пока чаще получает вот подобную развесистую клюкву.

Игра «Подпольный военный» — откровенно слабая работа, по сравнению с которой произведение того же автора с этого КРИЛа «Собери себя — эксперимент» выглядит намного интереснее. Сам Drag, судя по порядку но минирования работ на конкурс и собственным авторским откликам, делает ставку именно на «Подпольного военного», но я согласен лишь в том, что между этими играми есть сильный разрыв по местам, которые они заслуживают в результатах КРИЛа, но разрыв этот совсем не в пользу данной глупой спекуляции на теме Великой Отечественной войны.

Ссылка


6 комментариев

Irremann
Разгром на курской дуге какой-то =).
drag
Обзор на обзор.

Мне он показался вполне таким же, какой показалась моя игра автору этой писанины. Конечно, обзоры нужны и полезны, но они должны отображать игру вкратце. Здесь же нам повсеместно ездят по ушам (по глазам), что игра не является исторически достоверной, что она тупая и не имеет должной логики. Начнем по списку…

Действительно, язык блеклый, но конкретный пример ошибки (называть название) употреблен специально; в некоторых других репликах персонажей тоже такое присутствует. По поводу достоверности — я никогда не говорил, что она достоверна, кое-какие логические рамки пришлось нарушить, чтобы как-то органично вписать сюжет в игру, к таким относится зачастую небрежное поведение противников, ограниченная местность и т.д.

Игровая механика — спасибо, что вы добавили цитату о том, что делают партизаны, а во время игры не приходит понимания их деятельности (сарказм). Зачем нужна кнопка «далее»? Хм, во-первых, это разделяет простыню текста, чтобы игроки не скроллили по полчаса (забота об игроках), во-вторых, в некоторых местах возможен не один вариант, просто остальные скрыты из виду, ну, конечно, автор обзора их никогда не увидит, потому что в подвалы спускаться страшно и неприятно, в-третьих, с ручным переходом на локацию сокращается число случайных и неслучайных багов (тоже забота об игроках).

Нелогичный выбор? Хм? Если говорить о концовке (в которой, конечно, обзорщик не копошился), то там бывает так, что персонажи сами принимают решения в зависимости от предыдущих выборов, но это, сразу скажу, редкость. Пожалуй, порой мы можем выбрать: «Убить персонажа Х» или «не убивать его». Очевидно, что в первом случае в последующей локации происходит… Правильно, вы убиваете этого персонажа (ВАУ!).

Внезапные события, которые порой могут казаться нелогичными, тоже никто не отменял. Перебор худ. условностей — ладно, тут особо нечего сказать, потому что я, как автор, вижу высказывание касательно данной темы по-другому.

Глупая и тупая игра, хм, коли она была, то я не стал бы так на нее опираться. Опять речь идет про несоответствие эпохе — такая цель и не ставилась во время разработки, так что нет цели, нет и результата. Слабая работа, которая весит прилично, чего многие авторы не достигли (на платформе уж точно). Не знаю, чем вторая игра лучше этой, хотя… я-то знаю чем, но по общему зачету выигрывает «военный», потому что одно дело пробежать глазами продукт, который не понравился, после чего расписать, какой он плохой, причем все равно не по всем пунктам, а лишь по той грани многогранной игры, которая даже не является ее основанием.

В обзоре почти ничего не упоминается о плюсах игры, что не раскрывает сводку достаточно информативно. Автор ничего не упомянул о багах, что является одним из главных минусов, ну, да, откуда же про них писать, если обзорщик не так глубоко постиг данное подвальное творение. Не было ничего сказано и про отсылки, которые в игре присутствуют.

Было мало сказано про вариативный сюжет, коим не может похвастаться большинство игр, но автор обзора, по-любому, не проверял, потому что у такого компетентного в области критики человека дела явно важнее, чем листать высер какого-то рандомного автора с не пользующейся популярностью платформы. Я, как автор, знаю, что обрисованная тут игра не совсем вяжется с реальностью (после захода в нее все прекрасно видно). В итоге: обзор не отражает картину игры в нужной мере настолько, что более объективным кажется обзор Celebrate'а, состоящий из двух фраз: «Игра во время прохождения наскучивает, персонажи не запоминаются из-за количества.» Видимо, эта игра пролетела мимо планки потребностей и призмы вкуса обзорщика, поэтому этот обзор мне не понравился, хотя другие более-менее удались.
Комментарий отредактирован: 25 декабря 2017, 20:00 (2 раза)
Svargov
«Возле пункта выдачи вы приобрели себе начальный комплект воина»

Лейтенант Красной Армии за свои кровные в лавке возле пункта выдачи приобретает начальный комплект воина (Винтовка, Патроны (10), Нож). Комплект дает +1 к меткости и +2 к обороне. Лейтенантская форма автоматически дает +2 к харизме.

«вывели на площадь перед зданием старосты деревни. Расстреляли его, ...»

Советский староста советской деревни. Не раскрыта тема советских полицейских, советских бургомистров, советских бюргеров, советских помещиков.

«Ладно, хлопец, можешь погулять по деревне. Где твои три товарища, я сказать пока не могу, потому что ты еще не вошел в мое доверие»

Л — это «логика»

Игра — фентези. Только вместо одежд средневековья — одежды ВОВ.
Nikit`е респект — обзор развернут, обоснован и в высшей степени корректен учитывая качество обзираемой игры.
drag
Ну, все логично из приведенного, что не так? Можно было и рпг написать, но я не ставил это своей целью. Дед может выгнать из дома при выборе стороны полицаев, как раз речь и идет про его доверие. Не было смысла раскрывать советских, потому что деревня перешла в другие руки.
Итог: попытка подколоть в данном контексте провалена
rudeger
Смешной квест. Правда я не думаю, что автор добивался от меня (как игрока) именно таких эмоций.

Жирные, как водится, быстро не бегают, а пулю пистолетную даже худые не обгонят, поэтому он сдох

Юмореска просто бомба. Так я не смеялся давно.

Сидевший в лагере немцев автоматически становится заключенным советского как враг народа.

Прямо таки автоматически. Меньше читайте Солженицина и антисоветскую пропаганду. А также не посещайте либеральных сайтов.
drag
Я добавлял юмор, как и во всех моих играх, чтобы драматичные моменты порой не казались такими грустными. Про Солженицына отсылка на эту фразу, мол, смысл произведения.